Далеко не все люди могут воспринять современное искусство без дополнительных разъяснений, а кое-кто — даже после них. В этой связи часто возникают забавные (а порой и не очень) ситуации. Сотрудники Художественного МУзея МУсора «МУ МУ» уже почти привыкли к ним. Так что спешим поделиться реальными историями из жизни наших коллег и из нашей собственной работы.
Уборщицы и завхозы против инсталляций
Уже нередким явлением стали случаи неосознанного вандализма против объектов искусства. Так, в 1973 году пострадала работа немецкого акциониста Йозефа Бойса: перевязанная бинтами и оклеенная пластырем ванна была вычищена от «мусора». Это обошлось в 40 тысяч марок администрации города Вупперталь, одолжившей данный арт-объект у частного коллекционера. А в 1986 году, через несколько месяцев после смерти художника инсталляция Бойса, представлявшая собой 5-килограммовый кусок масла, пала от рук завхоза Академии искусств в Дюссельдорфе. Тогда земле Северный Рейн-Вестфалия пришлось выплатить наследникам прав сумму также в 40 тысяч марок.
Дальше — больше. В ноябре 2011 года в музее Ostwall немецкого города Дортмунд уборщица уничтожила произведение современного искусства художника-авангардиста Мартина Киппенбергера под названием «Когда начинает капать с потолка». Оно представляло собой сколоченную из деревянных брусков башню высотой около двух метров, одна из опор которой стояла в резиновом тазу с осадком от капавшей с потолка грязной воды. Уборщица вытерла таз, совершив акт вандализма. Инсталляцию восстановить в первоначальном виде было нельзя, так как пыль в тазу накапливалась долгие годы с момента первого показа работы. Представитель городской администрации отметил, что уборщицам в музее велели не подходить к произведениям искусства во время работы ближе, чем на 20 сантиметров.
Сам Мартин Киппенбергер, известный своим нонконформизмом (большую часть работ он создал в состоянии серьезного опьянения), скончался от хронического алкоголизма в 1997 году, не дожив до 45 лет. При этом он участвовал в Венецианской биеннале и кассельской «Документе», читал лекции в университетах Касселя, Амстердама, Ниццы, а также в Йельском университете в Нью-Хейвене (США). После смерти скандального художника его наследию были посвящены выставки в галерее Tate Modern в Лондоне, а также в музеях современного искусства Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. В 2014 году два автопортрета Мартина Киппенбергера были проданы на аукционах современного искусства за в 18,6 и 22,5 миллионов долларов. Уничтоженная в 2015 году в Дортмунде работа была застрахована на сумму в 800 тысяч евро.
А в октябре 2015 года на выставке современного искусства в Museion Bozen Bolzano в итальянском городе Больцано (провинция Южный Тироль) уборщица отправила в мусор инсталляцию под названием «Где мы будем танцевать сегодня?». Творческий дуэт Сары Голдшмид и Элеоноры Кьяри (Sara Goldschmied & Eleonora Chiari) представил работу в виде разбросанных по полу пустых бутылок из-под шампанского, окурков и конфетти. Так они высмеяли эпоху чрезмерного потребления и гедонизма с помпезными вечеринками итальянских политиков-коррупционеров в 1980-х годах.
Уборщица приняла произведение современного искусства за мусор, оставшийся с прошлого вечера, и отправила все в помойку. Представители музея принесли извинения посетителям и авторам, инсталляция была восстановлена в тот же день. Похожий инцидент произошел в галерее Сала Мурат в итальянском городе Бари в феврале 2014 года. Там уборщица выбросила пару экспонатов из мятой бумаги и смела с пола крошки печенья, бывшие частью инсталляции стоимостью в 10 тысяч евро. Современное искусство иногда не воспринимают и служители культа. Так, в 2008 году на выставке в том же музее — Museion Bozen Bolzano скульптура все того же Мартина Киппенбергера «Сначала ноги», изображающая распятую жабу, была названа папой римским Бенедиктом «кощунственной».
«Туалет не работает»?..
Тема столкновения современного искусства с непониманием и даже отторжением многих людей близка и нашим соотечественникам: ее не раз всячески обыгрывали авторы различных книг и фильмов. Например, современный петербургский писатель Александр Пелевин в своем романе 2012 года «Здесь живу только я» описывает гипотетический «Музей пыли». Концепция музея заключается в сохранении толстого слоя пыли на всех экспонатах, но молодой сотрудник совершает акт сознательного вандализма начисто вытерев ее.
А авторы популярного советского кинофильма «Приходите завтра…» 1963 года вовсе встали на сторону «простого зрителя». В фильме сначала с юмором показана ситуация, когда девушка из сибирской деревни Фрося Бурлакова случайно разбивает скульптуру современного автора, на что его домработница признается, что она не раз уже так делала. Однако затем дело принимает серьезный оборот. Искренность и душевная чистота Фроси наводят скульптора на мысль, что он увяз во лжи, суете и коммерческой работе и сбился с творческого пути. В одну из бессонных ночей автор разрушает свои творения в мастерской, оставив лишь работу третьего курса, которая, по его словам, «действительно была сделана для людей».
Но, конечно, самая известная современной русскоязычной аудитории история показана в фильме «Квартета И» — «О чем говорят мужчины?». Его авторы с доброй иронией подтрунивают над современными художниками и скульпторами: «Я был в Нью-Йорке в музее Гуггенхайма… Пятый этаж — „Современное искусство“. Захожу… Смотрю — куча мусора, обнесена веревочкой, и подпись: „Куча мусора“. Ну, иду дальше, смотрю — туалет, ровно такая же веревочка и подпись: „Туалет не работает“. Я стал думать: это туалет не работает или это произведение искусства под названием „Туалет не работает“?.. Туда же все равно писать нельзя, потому что либо туалет не работает — закрыто, либо ты нас.. ышь в произведение искусства, прямо художнику в душу. И пошел искать произведение искусства под названием „Туалет работает“».
«Музей мусора — вдумайтесь!»
Мы в Художественном МУзее МУсора «МУ МУ» также часто сталкиваемся с подобным непониманием. Если одни экспонаты воспринимаются «на ура» и детьми, и взрослыми, то для других приходится долго и подробно объяснять, что хотел сказать автор. Например, к числу «интуитивно понятных» относится модель корабля «Джорджик». Он использовался для трансатлантических рейсов в Нью-Йорк в период Великой депрессии, эвакуировал английских солдат из Франции во время Второй мировой войны, а затем транспортировал эмигрантов в Австралию и британские войска с театра военных действий в Корее. Макет «Джорджика», выполненный американским мастером Джоном Тейлором из старых деревяшек, электронных плат, деталей из пластика и металла, любим многими, ведь моделирование судов популярно во всем мире.
А вот с инсталляцией «Кораблекрушение», созданной американской художницей Пэм Лонгобарди из отходов, которые прилив выносит на берег, все сложнее. Даная работа была впервые представлена публике на Венецианском биеннале в 2009 году и приобретена для нашего Музея в 2016 году. Пэм Лонгобарди лично привезла ее в Россию и собрала в составе нашей экспозиции. Инсталляция посвящена широко известной в мире истории, произошедшей в 1987 году в Нью-Йорке. Тогда баржа с острова Лонг-Айленд должна была доставить в Северную Каролину мусор весом 3100 тонн, но была развернута по требованию местных жителей. Корабль 50 дней скитался по морям. Мусор с баржи не захотели принимать в штатах Луизиана, Техас и Флорида, а также власти Мексики и Кубы. В итоге он вернулся в Нью-Йорк, где и был сожжен.
Оказалось, что хотя данная ситуация актуальна и для нашей страны (вспомним хотя бы недавнюю историю с остановленным строительством мусорного полигона в Шиесе), сама работа вызывает у некоторых зрителей не просто непонимание, а откровенную злобу. Да-да, мы не шутим, вот реальный отзыв — автора по понятным причинам указывать не будем: «Вы хотите весь мировой мусор в российские МУЗЕИ доставлять, или только особенно грязный и объемный? Это „подарок“ был, или за баксы такую „творческую работу“ для музейной экспозиции закупили? Музей мусора — вдумайтесь! Носитель какой извращенной фантазии придумал такое содержание для учреждения, призванного хранить культурные ценности? Следуя логике, нужно создавать музеи мочи, экскрементов, соплей, рвоты… Пусть этот „ваятель“ у себя дома все мировое гуано складирует, и музей мусора там же открывает. Грета Тунберг радостно ему поможет и всемирную кампанию поддержки организует».
Нет, конечно, мы готовы согласиться с репликой одного из членов «Квартета И»: «Интересно, как бы я смог понять, что это — великое искусство, если бы ты меня об этом не предупредил?». Вот мы в «МУ МУ» и стараемся: предупреждаем и рассказываем нашим посетителям, чем интересен и ценен тот или иной экспонат. Но злобных и агрессивных противников экологического движения мы сами готовы отправить на «свалку истории». 😊