Закрыть

График работы Художственного МУзея МУсора «МУ МУ» в новогодние праздники:
1 января — выходной
2–5 января: с 11 до 18
6–7 января: с 11 до 19
8 января: с 11 до 17

Весь декабрь работаем по обычному расписанию!

МУЗЕЙ МУСОРА «МУ МУ»
Время работы музеявт.-пт. 11 - 17, сб. 10 - 19, вс. 10 - 17
Билет - от 150 руб.
Взрослый (будни): 220 руб
Взрослый (выходные и праздники): 250 руб
Дети и пенсионеры: 150 руб
+7 (961) 123-34-43
info@art-mumu.ru

Джанк-арт, стимпанк и другое искусство в МУзее МУсора «МУ МУ»

Мусор становится движущей силой искусства — это факт. Сегодня художникам не требуются мольберт и уединение в мастерской — иногда для них достаточно поломанных дискет и старого баллончика с краской. Вышедшие из употребления вещи теперь используются в творчестве современных авторов. Мы хотим подробнее рассказать о каждом виде искусства — нестандартном, новом и прогрессивном. Кстати, экспонаты по всем этим направлениям вы сможете увидеть в МУзее МУсора «МУ МУ».

Стрит-арт

Начнём, пожалуй, с самого известного вида современного искусства — со стрит-арта. В буквальном переводе (от английского street art) это слово означает «уличное искусство». Родиной стрит-арта принято считать Нью-Йорк — именно там появились первые художники, взявшие в руки баллончик. Есть легенда, что впервые стрит-арт в виде граффити появился в 1942 году, во время Второй мировой войны, когда никому не известный рабочий по фамилии Килрой заскучал и начал писать «Kilroy was here» («Здесь был Килрой») на каждом ящике с бомбами, которые производили на фабрике в Детройте. Солдатам такая идея пришлась по душе — и они начали копировать подпись на стенах, устоявших во время бомбардировок в Европе.

Тот самый легендарный Килрой
Тот самый легендарный Килрой
Источник: alldayplus.ru

Однако вот что интересно — первые мысли о стрит-арте появились ещё за три десятилетия до Второй мировой. Ни за что не догадаетесь, от кого — от самого поэта Владимира Маяковского! Он вместе с другими российскими футуристами в 1918 году придумал и выпустил Декрет № 1 «О демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись)», который гласил:

«Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов».
— похоже, Маяковский предвидел будущее!

Сегодня стрит-артом называют любое искусство, созданное на улице и в рамках улицы. В самом широком смысле к нему относят граффити — надписи и рисунки на стенах, трафареты, стикер-арт, постеры, видеопроекции, флэшмобы и уличные инсталляции. Некоторые предлагают относить к стрит-арту и уличных музыкантов.

Полотном для художников в стрит-арте является буквально весь мир: стены домов, крыши, вагоны — одним словом, любые поверхности, где можно что-нибудь изобразить. Причем не только на плоской поверхности, но и в объёме, в форме масштабных инсталляций из подручных средств.

Один из самых известных уличных художников современности — неуловимый британец Бэнкси. Его рисунки можно найти по всему миру, но при этом никто до сих пор не видел его истинного лица. Из российских художников стоит выделить Тимофея Радю— он знаменит благодаря своим необычным и злободневным работам, часто связанным с политическими событиями. Но не всегда в искусстве есть место политике: иногда Радя переходит на совершенно уютные вещи — например, он уже вешал «бабушкин» ковер на городскую остановку и украшал в родном Екатеринбурге уличные фонари домашними абажурами.

Абажуры на улицах Екатеринбурга — домашний стрит-арт от Тимофея Ради
Абажуры на улицах Екатеринбурга — «домашний» стрит-арт от Тимофея Ради
Источник: urfo.org/ekb/419638.html
Абажуры на улицах Екатеринбурга — домашний стрит-арт от Тимофея Ради
Знаменитая работа художника Бэнкси на стене в Риме
Источник: plannify.com/roma/events/banksy_a_roma-4943510.html

Ещё один российский стрит-арт художник и просто городской романтик Кирилл Кто славится впечатляющими надписями ярких расцветок:

Интересное наблюдение: и Бэнкси, и Кирилл Кто — это псевдонимы. Большинство стрит-арт художников — как профессионалов, так и новичков — прячутся под придуманными именами. Возможно, это происходит потому, что в сознании обычного человека стрит-арт стоит на грани с вандализмом. Это тот случай, когда за искусство порой приходится отделываться денежными штрафами.

Сегодня стрит-арт признают не просто искусством, а самостоятельным социальным явлением. Взяв в руки баллончик с краской, художник говорит в своих работах о том, что волнует общество — и что вряд ли напишут в официальных газетах. Качественный стрит-арт — это не хулиганская выходка, а диалог художника с обществом, который заставляет рефлексировать, вдумываться в смысл и… да что уж говорить — он делает городскую среду яркой и оригинальной.

В МУзее МУсора «МУ МУ» вы можете увидеть оригинальные образцы стрит-арта, которые вполне можно представить себе как художественные инсталляции на выставках:

Стул уникальный, одноопорный, непадающий. Музей мусора МУ МУ
«Стул уникальный, одноопорный, непадающий»
Экспонат МУзея МУсора «МУ МУ»

Трэш-арт

Термин трэш-арт произошел от двух английских слов: trash означает просто-напросто мусор, art— искусство. «Мусорное искусство», так что ли? Уточним: сейчас трэш-артом называют такие виды творчества, где задействован старый хлам и всякие вышедшие из употребления вещи. Подвижниками трэш-арта в середине 1950-х стали называть образованных, знающих цену эстетике людей, которые бунтовали против массового дешёвого искусства. Раз бунтовали, то стали делать всё наоборот — и начали создавать искусство из окурков, обрывков билетов и вообще всего, что под руку попадется. Сегодня «трэш-арт» относят к «альтернативному искусству», не поддающемуся общим правилам и стандартам. Оно непредсказуемое, бунтарское — и оттого ещё более прекрасное и удивительное.

Основоположником трэш-арта считают немецкого художника Курта Швиттерса. Ещё в 1918 году, когда о трэш-арте и речи быть не могло, он начал эксперименты в области абстрактного искусства. По сути, художник занимался «детским творчеством» —аппликацией, наклеивая на поверхность картины обертки от папирос, обрывки билетов и прочий хлам. К большому удивлению окружающих, в его руках мусор вдруг становился произведением искусства. Так трэш-арт начинал завоевывать своих первых приверженцев и обожателей.

Курт Швиттер. Картина с вишней
Курт Швиттер. Картина с вишней
Источник: adindex.ru/publication/gallery/2013/04/29/98705.phtml

Спустя почти столетие после первых работ Швиттерса искусство трэш-арта продолжает победное шествие по планете. За инсталляции и картины, сделанные из мусора, теперь готовы платить миллионы. Известные музеи и галереи помещают яркие работы в стиле трэш-арт наряду с классическими картинами и скульптурами. Тут не обходится без курьезов, как это случилось с одним из самых дорогих художников современности Дэмиеном Херстом. В порыве вдохновения он сделал произведение из окурков и пивных жестянок, которое было немедленно выставлено в лондонской Eyestorm Gallery. Уборщики вдохновения художника не оценили: по их словам, они подумали, что накануне в галерее была вечеринка — и все арт-объекты полетели в мусорное ведро.

В «МУ МУ» произведения в стиле трэш-арт ожидает не мусорка, а достойное место в экспозиции:

"Большой итальянский автопортрет из МУсора". МУзей МУсора "МУ МУ"
«Большой итальянский автопортрет из мусора»
Экспонат МУзея МУсора «МУ МУ»

Оптическое искусство, или оп-арт

Оп-арт — ещё одно интересное направление в современном искусстве. В переводе (optical art) и обозначена суть этого художественного течения: оно использует различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.

Первые эксперименты с оп-артом начались в Европе в середине ХХ века, а основоположником нового вида искусства считают Виктора Вазарели, уроженца Венгрии.

Одна из работ Вазарели в Венгрии
Одна из работ Вазарели в Венгрии
Источник: worldtravelserver.com
В. Вазарели, работа «Зебры», 1950 г.
В. Вазарели, работа «Зебры», 1950 г.
Источник: artuzel.com

Оптическое искусство с первых же минут притягивает взгляд своими зрительными иллюзиями. Мы смотрим на картину и понимаем, что изображение существует не только на холсте, но и в действительности — в глазах и мозгу зрителя. Оп-арт неслучайно называют искусством для философов: чтобы понять, что изображено на картине, нужно хорошенько к ней присмотреться.

Портрет известного человека
«Портрет известного человека»
Экспонат МУзея МУсора «МУ МУ»
Композиция "Подглядывающий"
Оптическая иллюзия в полной силе — теневая композиция «Подглядывающий»
Экспонат МУзея МУсора «МУ МУ»

Стимпанк

Стимпанк — одно из новейших направлений в дизайне и искусстве: его название было сформулировано только в конце 1980-х. Термин «стимпанк» рожден английскими словами «steam» (пар) и «punk» — отсылка к бунтарским истокам.

Нередко стимпанк называют ещё паропанком, и этот вариант тоже имеет право на жизнь — сейчас объясним, почему. Дело в том, что художники стимпанка воспевают все технологии на пару — паровозы, дирижабли и прочие механизмы. Это такой научно-фантастический, урбанистически-индустриальный стиль, в котором странным образом сочетаются ретро и футуризм. Ретро — в намеренной стилизации под викторианскую эпоху (Англия, середина и конец XX века), а истоки футуризма можно найти в главном концептуальном вопросе стимпанка: «Как выглядел бы мир, если бы паровой двигатель оставался основным?». Спойлер: там было бы много дирижаблей, моторчиков, шестерёнок и металла.

Художникам направления стимпанк в своих работах удается создать брутально-уютный мир, о котором мечтают мальчишки, начитавшись фантастики Жюля Верна. Удивительные по красоте работы создает из обычного металлолома российский художник Игорь Верный:

Работы Игоря Верного в стиле стимпанк
Работы Игоря Верного в стиле стимпанк
Работы Игоря Верного в стиле стимпанк
Работы Игоря Верного в стиле стимпанк
Источник: adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/rossijskij-hudozhnik-delaet-obaldennye-veschi-v-stile-stimpank-889660/

В нашем музее вы сможете полюбоваться изящными и брутальными произведениями в этом стиле:

Птички-металлички. МУзей МУсора "МУ МУ"
«Птички-металлички»
Экспонат МУзея МУсора «МУ МУ»

Ассамбляж

Ассамбляж — это техника визуального искусства, родственная коллажу. Термин произошел от французского слова assemblage, что означает буквально «смешивание».

Если в коллажах художник использует бумагу, то ассамбляж основан на использовании объёмных деталей, обломков или предметов целиком, которые удается разместить на плоскости. Получается трёхмерное изображение, которое может быть дополнено красками, металлом, деревом, тканью и другими элементами.

Впервые технику ассамбляж начали использовать русские авангардные художники (Татлин, Родченко, Пуни) в начале ХХ века. Сам термин ввёл французский художник и скульптор Жан Дюбюффе лишь в 1953 году. Под ним он понимал произведения искусства, выполненные из обломков естественных материалов, предметов или их фрагментов.

Французским художникам ассамбляж страшно понравился — и они начали совершенствовать его на свой манер, выдавая всякого рода шедевры. Как, например, французский художник Сезар, который для своих произведений собственноручно прессовал материал.

Объёмная картина в технике ассамбляж
Объёмная картина в технике ассамбляж
Источник: tutknow.ru
Коллаж "ПАНЕЛЬ МУСОРНОГО СМАРТФОНА". МУзей МУсора "МУ МУ"
«Панель мусорного смартфона»
Экспонат МУзея МУсора «МУ МУ»

Джанк-арт

Направление джанк-арт произошло от слияния двух английских слов, так мало совместимых друг с другом. Судите сами: junk — «отбросы, мусор», а art — «искусство», такое возвышенное, никак не похожее на отходы!

Джанк-арт — это направление в современной живописи и скульптуре, близкое ассамбляжу (напомним, это что-то вроде объёмного коллажа).

Впервые термин «джанк-арт» был использован при описании коллажей Роберта Раушенберга в середине 1950-х гг.

Работа Роберта Раушенберга в Берлине, сделанная из старых велосипедов
Работа Роберта Раушенберга в Берлине, сделанная из старых велосипедов
Источник: ru.pinterest.com/curtis1215/pop-art/

Художники направления джанк-арт используют материалы, не имеющие никакой ценности — металлический лом, старые вещи, городские отходы. А поскольку мусора на Земле с каждым годом становится всё больше, то и возможности для творчества у них расширяются до безграничности.

В «МУ МУ» джанк-арт представлен во многих оригинальных объектах, как, например, эти:

МУсорные ЛАБУТЕНЫ. Музей мусора МУ МУ
Christian Louboutin, «Trash Shoes».
Экспонат МУзея МУсора «МУ МУ»

Великолепные лабутены целиком сделаны из мусора, причём собирали его в самом ателье фирмы, буквально — в мусорных ведрах!

Комната художника Наины Величко, интерьер которой можно поближе рассмотреть в «МУ МУ». Все экспонаты сделаны «по-честному» — то есть спонтанно и из того материала, который был в тот момент под рукой и даже под ногами автора.

Утка плохоплавающая. Музей мусора МУ МУ
«Утка плохоплавающая»
Экспонат МУзея МУсора «МУ МУ»

Ресайклинг-арт и эко-арт

Ресайклинг-арт и эко-арт — схожие по назначению формы современного экологического искусства. Recycling в переводе с английского означает «переработка», «повторное использование». Это направление появилось совсем недавно, на рубеже веков — когда человечество задумалось о том, как в красивой форме привлечь внимание людей к глобальным экологическим проблемам. Давайте посмотрим, как они это делают.

Эко-художник Крис Джордан создает свои произведения из мусора и биологических отходов, которые найдены на свалках или выужены с океанского дна. Одна из самых нашумевших картин Джордана — гигантское полотно, на котором изображены две акулы. Картина бы так и осталась без внимания, если бы не одно «но»: она целиком создана из акульих зубов. Художник сам находил их на дне моря, покупал на приморских базарчиках или попросту обнаруживал на свалках. Всего на картину ушло 270 тысяч зубов акулы. Представляете, сколько рыб было истреблено ради их скелета, кожи и мяса?

Картина из акульих зубов
Картина из акульих зубов
Источник: killallhippies.ru/chris-jordan-wwwchrisjordancom

Другой эко-художник, кореец Йонг Хо Джи, создает скульптуры акул из обычных автомобильных шин — многие из которых, кстати, выловлены из морей.

Акула из автомобильных шин
Акула из автомобильных шин
Источник: diary.ru/~white-seeker/p111287519.htm

А это — фантастические животные из старых шин, сделанные нашими авторами:

По соседству вы сможете найти философскую работу в стиле эко-арт — тонущий в мусоре корабль. Она прибыла в «МУ МУ» в настоящих мусорных мешках и здесь, в самом музее, воссоздавалась лично руками автора в первоначальную композицию. Передняя часть Корабля создана из обрезков черных пластиковых труб, устриц и морского мусора, найденного на пляже.

Тонущий в мусоре корабль Человечество
Тонущий в мусоре корабль «Человечество»
Экспонат МУзея МУсора «МУ МУ»