В нашем мотеле весной проходили съемки сериала «Киллер» – летом он уже вышел на экраны. Для нас это большое событие! А посетители Музея Мусора даже могли наблюдать за съемками, поскольку экспозиция продолжала работу без остановок. Мотель, конечно, пришлось закрыть – это было важно для сюжета. Мы поговорили с режиссером сериала Денисом Карышевым о том, какие впечатления остались у киногруппы о работе на нашей территории – и о том, что настоящие мотели, «как в кино», до сих пор редко встречаются в России.
Когда создавался сценарий, было уже понятно, что снимать нужно именно в таком мотеле? Вы сразу искали подобную локацию? Или, может быть, знали о существовании подобных точек в России – и писали сразу под них?
У нас был просто сценарий о событиях в придорожной гостинице. В кино уже существует целый поджанр роуд-муви, где действие происходит в придорожных мотелях – и у нас была написана подобная история. Когда мы начали скаутинг локаций, мы пересмотрели очень много отелей. И оказалось, что культура мотелестроения в России резко отличается от американской. Найти мотели с отдельными входами оказалось практически невозможно. Кроме того, нам требовался отель около тихого шоссе, которое по истории является такой полузаброшенной старой дорогой. Это выглядело нереальной задачей: все известные мотели стоят на оживленных трассах с большой пропускаемостью машинопотока. Такую гостиницу трудно закрыть для съемок.
А еще все объекты, которые мы нашли, выглядели не так, как нам бы хотелось, как представлялось на момент написания сценария. В общем, мы отчаялись отыскать что-то подобное недалеко от Москвы – и я собственноручно занялся поиском мотелей в интернете. Прямо с хэштегом #похожнаамериканскиймотель. И тут случилось чудо: выскочила картинка, идеально подходящая под наш замысел. Я перешел по картинке на сайт, с сайта перешел еще куда-то – и в конце концов обнаружил «А-108». Он был совершенно не похож на те мотели, которые я успел просмотреть. Мы отправились в Калужскую область – и стало ясно, что нужно снимать именно в этой гостинице.
Да, пришлось немного доработать пространство – «А-108» выглядел слишком процветающим мотелем на крупном оживленном шоссе. Пришлось делать вид, что этого шоссе в принципе не существует: мы перестали снимать в его направлении. Также художники немного трансформировали экстерьер мотеля, чтобы он начал выглядеть как гостиница, которая пребывает в некотором упадке. Закрыли номера, устроили ремонт, повесили защитные сетки – создали ощущение, что дела здесь идут не очень хорошо (хотя на самом деле это совершенно не так).
Теперь я могу с уверенностью сказать, что «А-108» – уникальный объект… в принципе, в масштабах страны. Если бы мне сейчас пришлось искать снова мотель для похожей задачи, я, честно говоря, был бы в легкой панике. Потому что здесь мы уже снимали, а найти такой второй мотель недалеко от Москвы в удобном логистическом сочетании… я думаю, это почти невозможно.
Как работает пространство в фильме? Почему вы не могли использовать любую придорожную гостиницу?
Мотель – одна из центральных локаций в нашем фильме, она задает его основное настроение, создает определенную атмосферу, определяет развитие сюжета (я уже говорил про роуд-муви). И – очень важно! – локация определяет характер главной героини. Поэтому я очень рад, что мы нашли «А-108» – он сыграл в нашем фильме не просто как фон, он создает историю вместе с персонажами.
Какие изменения вы произвели на территории ради съемок?
Про полиэтиленовые занавески я уже говорил – это была часть драматургии. Добавили строительные леса, повесили на часть номеров таблички «закрыто» – чтобы показать, что дела тут идут плохо. С другой стороны, мы должны были художественно преобразить пространство: например, поменяли вывеску, потому что это должен был быть абстрактный мотель. Без этого получилась бы прямая документальная отсылка к «А-108», а нам был нужен обобщенный образ. Во-вторых, надо было подумать о многочисленных ночных сценах, которые происходили на территории мотеля: мы добавили гирлянды из лампочек, которые очень эффектно смотрятся в ночное время, разные подсветки. В остальном же… интерьеры мотеля мы практически все оставили как есть (может быть, кое-где только поменяли занавески). Мы не снимали у стойки ресепшна и поменяли немножко географию лобби перед ресепшном – вот и все.
Хочу сказать, что вся группа до сих пор вспоминает съемки в мотеле как одну из самых удачных экспедиций. Мы провели в «А-108» целый месяц – и мы не просто снимали там, но и жили. Было такое ощущение, что это огромная декорация, построенная специально для нас. Мы живем в номерах, мы выходим из них, проходим сто метров – и вот перед нами съемочная площадка, идеально соответствующая нашим задачам. Такое очень редко удается – любой киношник вам скажет, что ради съемок постоянно приходится ехать куда-то (зачастую далеко). И места проживания и съемок обычно разделяются. В нашем случае все происходило в одном месте, это было очень комфортно – и потрясающе продуктивно в плане съемок.
Что приходилось постоянно учитывать во время работы – что влияло на построение кадра, на свет, на звук?
Нашей главной проблемой, с которой мы боролись, была оживленная трасса, проходящая рядом с мотелем. Было трудно не разворачиваться в ее сторону. Хорошо, что мотель не совсем на трассе, а на ответвлении от нее: дорога была рядом – но не под окнами. Но все равно мы приложили максимум усилий, чтобы она не попадала в кадр. Если внимательно посмотреть, то в фильме присутствует только три направления для съемки мотеля: одно направление мы исключили полностью. Это раз.
Вторая проблема, с которой мы столкнулись – это замечательный Музей Мусора с огромной детской площадкой и с оживленным кафе с другой стороны мотеля. Это тоже не вписывалось в сюжет и в историю о том, что главная героиня переживает тяжелые времена из-за отсутствия потока клиентов. В Музее Мусора клиентов всегда очень много, поэтому нам приходилось его отчаянно прятать. Учитывая, что мы снимали в его направлении, пришлось скрывать Музей с помощью декораций и света. Так появились тюлевые занавески в номерах, так появились некоторые световые приборы, которые должны были убирать от зрителя экстерьер за окном. В итоге Музей Мусора, который находился в двух шагах, в фильме отсутствует напрочь. Это было трудно – особенно когда какой-то экшн происходил рядом с гостиницей, и никакими занавесками уже прикрыться не получалось. Но мы решили эту задачу – и теперь знающий человек может с интересом наблюдать, как это произошло. Потому что Музей Мусора – он всегда рядом, во многих кадрах. Но в кино его нет. Вот такая волшебная история.
Как сотрудники мотеля вам помогали? Может, кому-то из них удалось сняться в сериале?
Сотрудники мотеля фактически стали членами съемочной группы. Они вошли в административный цех и всячески помогали в решении любых вопросов. Снялись ли они в фильме… я не могу вспомнить. Точно не в крупных ролях со словами или крупными планами – но вполне возможно, что в каких-то эпизодах они появлялись в кадре. В общем, спасибо огромное всем сотрудникам: наше пребывание в мотеле, наша работа там, съемки – все это проходило просто безупречно. К сожалению, не так много сценариев и историй, связанных с мотелями, чтобы регулярно возвращаться туда. Но, если бы это было возможно – мы вернулись бы, сто процентов.
Вы говорили про то, что мотель выражает характер главной героини – каким образом? Какая она – и что ей удалось создать?
Да, верно, мотель – часть характера героини. Она живет в маленьком провинциальном городке, она родилась здесь, она обычная молодая женщина, которая делает свой бизнес и, в принципе, не пытается убежать из родных мест. Но есть огромное «но» – важно именно то, как она строит свой бизнес. Ее мотель – как бы продолжение тех идей, которые живут внутри нее. Это отражение ее вкуса, ее амбиций, ее представлений о том, что красиво, что нет, что современно, что нет. Представлений о том, как создавать удобную среду для людей, как строить дела, как встречать гостей. Без той фактуры, которую предложил нам «А-108», трудно было бы это показать. Просто представьте героиню в другой гостинице – и сразу же поменяется ее характер. На фоне «А-108» она реально белая ворона – в той среде, в которой она сейчас обитает. Это не оценочное суждение о том, что в провинции все плохо, и она очень хочет оттуда вырваться. Нет, она продолжает жить и работать в предлагаемых обстоятельствах, но делает это не как все. У нее другие устремления, амбиции, вкус. И вот этот мотель помог представить по сценарию его владелицу как девушку особенную.
Насколько интерьер мотеля помог в создании саспенса? Как создать ощущение опасности, напряженности в пространстве, которое уже построено, и его сложно изменить для съемок? Расположение комнат, конфигурация коридоров – соответствовало ли это вашему замыслу? Или приходилось добавлять больше света, исключать какие-то направления или детали?
Придорожные мотели и саспенс – это два понятия, которые в кино очень хорошо дружат и сочетаются. В сознании зрителя, который уже насмотрен, видел много фильмов, мотель в принципе располагает к тому, что здесь может произойти что-то загадочное, что-то опасное, тревожное или пугающее. Поэтому с такой фактурой было очень легко и комфортно работать. Ночь. Тихая трасса. Одиноко стоящий мотель. Что еще нужно для саспенса? Допустим, черная машина. Темные фигуры, которые из этой машины выходят – все! Началось настоящее остросюжетное кино. Примеров масса: начиная с сериала «Мотель Бейтс», где творилось черт знает что (это сюжетный приквел фильма Хичкока «Психо») – и заканчивая сотнями киномотелей. Придорожная фактура создает саспенс моментально, поэтому делать остросюжетную драму в мотеле намного проще, чем в любой другой гостинице.
Что касается расположения комнат, географии интерьера, то, безусловно, какие-то нюансы вызывали вопросы – и у режиссерской группы, и у операторов. Но плюсы всегда перевешивали минусы: то, что вызывало у нас сложности, мы умудрялись решать. У нас на это было достаточно энергии, поскольку все съемки мы вели в одной локации, нам не приходилось бегать по разным сетам. Так что в итоге оператор в восторге, художники тоже в восторге, режиссер счастлив, всем спасибо.
Что при съемках пострадало? По сюжету мотель местами весь в крови – как это потом отмывается?
Отмывать кровь – профессиональная обязанность художников-постановщиков. Это их епархия, они с этим очень хорошо справляются. Да, бутафорской крови пришлось пролить много, это было важно для истории. С другой стороны, нам удалось всю ее выплеснуть так, чтобы мотель не пострадал от нашего кровопролития.
Была одна сложность – мы не должны были повредить большой бильярдный стол, который стоял посреди лобби-бара, около ресепшна. Мы очень много думали о роли бильярда в этой истории: расчехлять его, не расчехлять, пытаться задействовать как-то, не пытаться задействовать.
Была даже идея положить на него тело (конечно, на зачехленный стол). Но в какой-то момент стало ясно, что бильярд, который никто никогда не открывает, на котором вообще никто никогда не играет – это еще один образ, который подчеркивает, что дела в мотеле идут не очень хорошо. Даже людей, которые могли бы поиграть в бильярд, в гостинице нет. Поэтому такой большой объект стал моментальным указателем на то, что гостиница прозябает и с трудом сводит концы с концами.
То есть вся история закручивается вокруг мотеля? Есть сцены в других локациях, но в «А-108» их больше?
Конечно, в сериале много других сцен, других локаций, при этом мотель со временем становится ведущим местом действия. Не буду раскрывать интригу для тех, кто сериал еще не посмотрел, но совершенно точно могу сказать, что с каждым новым эпизодом внимание зрителя концентрируется на гостинице. Когда главные герои оказываются в этом месте, оно, во-первых, становится площадкой для развития их отношений, а во-вторых, притягивает других героев, которые рано или поздно сюда приезжают. Поэтому мотель сыграл в «Киллере» довольно большую и яркую роль: его пространство помогло истории, помогло нам, и, я уверен, поможет зрителям лучше понять сюжет и характеры действующих лиц. Это атмосферная, запоминающаяся локация, которая подсвечивает всех персонажей, и порой оказывается ключом к сюжетным поворотам.
Подготовила вопросы и записала ответы
Анна Левина