Второе рококо, джинсы и «наше всё»

Во второй половине 19 века в Европе моду диктует буржуазия. Появляется пышный эклектичный выставочный стиль — «второе рококо». Мужской костюм претерпевает строгое деление на визитный, бальный, домашний и повседневный. Мужчины тогда носили белые рубашки на пуговицах, со стоячими или отложными воротничками, чуть позже в 60-е годы появились манишки, заменяющие рубашку. Брюки на штрипках уступают место более широким штанам с лампасами, а в 90-е гг. в моду входит «французский» крой — мешковатые, суженные книзу из ткани в полоску или клетку. На смену шелкам и бархатам приходит шерсть и сукно.

Второе рококо, джинсы и «наше всё».

А в это время, в 1853 году на диком Западе 24-х летний еврейский эмигрант из Баварии Леви Страусс открывает в Сан-Франциско мастерскую по пошиву штанов-комбинезонов из палаточного брезента для горняков и золотоискателей. Нынешнее название джинсы они получили по штампу на тюках с тканью, поставляемой из Итальянского порта Генуя «Genes». Другое название деним/denim появилось от поставляемой плотной синей саржи из французского города Нима (de Nimes). Кнопки на всех карманах и на ширинке появились в 1873 году, но после легендарного ожога, полученного в 1941 году тогдашним президентом компании Уолтером Хаасом, и расцарапанных стульев остались только на карманах спереди.

Второе рококо, джинсы и «наше всё».

Представить себе невозможно, чтобы джинсы тех далеких времен могли как-то встретиться с фраком, жилетом или галстуком в гардеробе одного и того же джентльмена второй половины 19 века! Зато сейчас фрак, хоть и претерпевший изменения и ставший лишь частью парадной одежды, вполне себе соседствует в одном шкафу с джинсами. Деним сочетают с жилетом и галстуком, а под фрак надевают кроссовки. Ну что ж, настали другие времена.

Второе рококо, джинсы и «наше всё».

Джинсы посягнули даже на святое, на «наше всё» (так Аполлон Григорьев в 1859 году сказал о поэте «Пушкин — наше всё»).

И вот среди многочисленных инструментов, создававших портреты Александра Сергеевича (карандаши в руках Кипренского, Тропинина, Бруни, Гампельна, акварель Соколова и братьев Брюлловых, гравюры, литографии, скульптуры, бумажные коллажи и т.д.) появляются… джинсы.

Дерзнём пофантазировать, что Пушкин-провидец о появившихся спустя 16 лет после его смерти американских джинсах сказал: деним — «Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз».

Замечательный художник, дизайнер, архитектор Елена Зимоненко из Боровска по заказу МУзея создала прекрасный портрет Александра Сергеевича в стиле коллаж из 15 пар джинсов секонд-хенд различных оттенков.

Второе рококо, джинсы и «наше всё».

В нашей экспозиции уже обитает Пушкин — коллаж из старых журналов (автор Sasha Bom). Теперь стоит ожидать работу из более экзотического материала. Может быть вторая жизнь в портретном деле ждёт… пасхальную яичную скорлупу или… крышечки от фломастеров? Время покажет.

Второе рококо, джинсы и «наше всё».

Не позволим мусору заполонить планету, дадим ему вторую жизнь в виде произведений искусства!