За последние пятьдесят лет человечество выбросило больше мусора, чем за весь период своего индустриального развития. Я помню, как моя бабушка стирала целлофановые пакеты, развешивала на веревочке и потом многократно использовала. Потому что они были дефицитом в СССР. Равно и как одноразовая посуда, памперсы и прочие блага западной цивилизации. А еще в хирургических и инфекционных отделениях дети мастерили из использованных капельниц игрушки. А еще старушки в деревнях вязали из лоскутов коврики и шили лоскутные одеяла. И люди берегли вещи. Потому что вещи были сделаны на века и передавались по наследству; мебель, книги и посуда жили не один десяток лет. И мусор в то время был вообще почти не мусор — ну, разве что битая посуда или газеты, в которые заворачивали селедку.
А теперь?
Если весь мусор, который за последние десятилетия выбросило человечество, сложить в одно место, эта куча закроет два таких штата, как Техас.
50% содержимого желудка рыб в мировом океана порой составляет пластик — мельчайшие частицы, которые не распадутся, в отличие от органических (еда, дерево, натуральная бумага, ткани из хлопка, шелка или льна) НИКОГДА. Так что сейчас в мировом океане 50 на 50 — зоопланктона столько же, сколько пластика. Даже если этот пластик выловить и сжечь, он не исчезнет, а превратится в яд. Яд осядет на траве, и его съедят коровы. Мы выпьем молоко и намажем масло на хлеб. Живя рядом со свалкой, мы рискуем родить детей с врожденными аномалиями развития или заболеть раком. Даже если мусор закапывается, грунтовые воды разносят его вокруг. Конечно, можно строить мусоросжигающие печи и превращать мусор в электричество, тепловую энергию и т.д. — в Японии таких печей около 460, в Европе по 30-40 на страну. А у нас? Кстати, в Европе заводы по переработке мусора тщательно проверяются. Наши — нет.
Современный мусор противоречит основному закону природы: созиданию и разрушению. Дерево росло — дерево сгнило. Отходы безопасны. А современный мусор даже нельзя сжигать — дым и зола ядовиты, они содержат диоксид.
Что мы едим? Чем мы дышим? Зачем нам выбрасывать столько мусора? Вернее, зачем нам использовать вещи только один раз? Один американец сказал мне: но это же мы экономим свое время, чтобы не мыть банки, стеклянную посуду. Мы экономим время сейчас — и укорачиваем свои жизни и жизни детей завтра. Только это еще никто не подсчитал.
Мы покупаем все в одноразовой упаковке. Содержимое используется, а упаковка летит в помойку, потом вывозится на свалку, зарывается в землю или просто выбрасывается за борт (яхты, круизного лайнера, лодки). В лучшем случае отходы сортируются — стекло направо, арбузные корки налево.
Это не просто мусор. Мы производим слишком много отходов, которые не разлагаются. Мусор везде, и его количество постоянно увеличивается. Ежегодно мы выбрасываем 200 миллиардов пластиковых бутылок и одноразовых стаканчиков и тарелок, пакетов и контейнеров.
В свое первое путешествие на Кон-Тики Тур Хейердал наслаждался чистотой океана. В последнее он с сокрушением отмечал, что бутылки мимо плота проплывают чаще, чем рыбы.
Я помню, что в СССР у нас на каждой лестничной клетке стояло эмалированное ведро для пищевых отходов, и дворник его забирал по утрам. Отходы отвозили на корм в какой-то колхоз. Не знаю, доезжали ли они до места назначения, но бутылки мы сдавали и макулатуру собирали, равно и металлолом.
В Америке, например, в каждом доме один бак для того, что можно переработать (стекло, пластик, бумага, картон) и второй — для просто отходов (огрызки, грязный пластик и т.п.). Народ сортирует мусор с большим энтузиазмом, это что-то вроде национальной игры под лозунгом «Keep your country tidy».
Как можно использовать предметы, которые не нужны? Бутылки, пакеты, пробки, банки?
Вторая жизнь предметов в искусстве… Первым был Гауди, наверное — который выложил пол-Барселоны узорами из черепков. В начале ХХ века гений архитектуры как предчувствовал, что мусор через 100 лет заполонит планету. Мастера современного арт и народные умельцы — те, кто неравнодушен к экологическим проблемам — используют мусор по-разному. Или это просто арт-объект, например, старый сломанный велосипед, декорированный всячески. Или дом, построенный из бутылок (один такой стоял на Икшинском водохранилище долгое время и был местной диковиной, к которой специально привозили гостей похвастаться). Или целые кварталы, декорированные мусором, как в Филадельфии Magic Garden. Или виртуозное использование, например, скотча и целлофана в картинах (художник В.Кошляков). И здесь уже мусор — не мусор, а материал, который пошел в дело и служит искусству. Потому что это важно.
В Канаде люди сдают бутылки — а не оставляют их на пляже или в лесу. Эти бутылки на специальном производстве дробятся, смешиваются с бетоном — и из этой смеси делается покрытие для дорог, скамейки в городских парках и т.д.; разумеется, скамейки полируются.
Аналогичным образом используется резина от автомобильных покрышек.
То есть эта утилизация мусора дает 1) простор для творческой фантазии, 2) чистит (не смейтесь!) карму — человек не оставляет после себя отходов, а все идет в дело; 3) решает экологические проблемы.
Сделать арт-объект из того, что обычно летит в помойку без раздумий — достойное дело.
Источник: авторский текст, специально для Художественного МУзея МУсора «МУ МУ»
Автор: Маша Гусева, Россия — США.
Художник, цветотерапевт, врач-невролог, дизайнер.
Родилась в Москве. Основам живописи училась в мастерских Виктора Севрюгова, династии Гландиных-Салганик. Высшее образование: медицина, журналистика. Кандидат медицинских наук, профессор.
Координатор спецпроектов (журнал «ДИ»), постоянная рубрика «Арт-туры Маши Гусевой» (газета «ДИ»). Рубрики «Гость номера», «Искусство глазами психолога» («ДЕКО», «Художественный совет»), «Штрихи к уюту» («Мир новосела»), постоянный автор (журнал «Персона», газета «Московский художник»).
- Член Международного художественного фонда (по классу «Живопись»).
- Член Творческого Союза художников России (по классу «Живопись»).
- Дипломант многочисленных конкурсов живописи, более 70 выставок.
- Автор «Книги для женщин».
- Авторский курс «История изобразительного искусства».
- Авторский курс по цветотерапии.
- Член Американской Ассоциации по арт-терапии.