В последние годы многие модные бренды озаботились вопросом так называемой углеродной нейтральности и другими сопутствующими экологическими проблемами. Почему это важно и какие конкретно шаги предпринимают лидеры фэшн-индустрии?
Не так давно американский дизайнер китайского происхождения Филип Лим (создатель модного бренда Phillip Lim) в рамках партнерской программы с Шарлоттой Маккарди, работающей над созданием углеродно нейтрального пластика, представил публике необычное платье с блестками, выполненными из морских водорослей. Эта коллаборация стала частью инициативы one X one, направленной на решение таких проблем модной индустрии, как глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды и социальные последствия этих процессов. Столь популярные у многих производителей модной одежды, обуви и аксессуаров блестки использованы в платье не случайно. Ведь они фактически стали синонимом пластикового мусора, количество которого постоянно растет в угрожающих масштабах.
Шарлотта Маккарди уже давно занимается междисциплинарными исследованиями в целях противодействия сложившемуся шаблонному мнению о том, что проблема глобального изменения климата не имеет решения. Ранее она уже представляла на суд общественности непромокаемый плащ из разработанного ею пластикоподобного материала, изготовленного на основе морских водорослей, которые поглощают углекислый газ из атмосферы. Именно благодаря этой особенности, подобные проекты и имеют статус углеродно нейтральных – развитие таких инициатив стало безусловным трендом последних лет в мировой модной индустрии.
Еще в ходе саммита «Большой семерки» (G7), который проходил 24-26 августа 2019 года во французском Биаррице, 32 крупные компании фэшн-индустрии подписали так называемый «Пакт о моде» (англ. Fashion Pact). По поручению нынешнего президента Франции Эммануэля Макрона его подготовил исполнительный директор глобального конгломерата Kering и одновременно муж мексиканско-американской киноактрисы Сальмы Хайек — Франсуа-Анри Пино. Данный бренд уже давно выступает за принципы устойчивого развития и при помощи инновационных методик ведет измерение последствий воздействия компании на окружающую среду в денежном эквиваленте.
«Пакт о моде» преследует три главные цели: переход на возобновляемые источники энергии и достижение нулевого уровня выбросов парниковых газов к 2050 году, восстановление биоразнообразия путем сохранения природных экосистем и очистку Мирового океана от одноразовых пластиковых отходов к 2030 году. Пакт подписали представители таких известных фэшн-концернов, как Kering (бренды Gucci, Alexander McQueen, Balenciaga, Bottega Veneta и др.), Hermès, Chanel, Giorgio Armani, Burberry, Prada Group, Capri Holdings (бренды Michael Kors, Jimmy Choo, Versace), спортивные гиганты adidas, Nike и Puma, представители масс-маркета Gap Inc., H&M Group, Inditex (Zara и пр.), а также крупные ретейлеры — Selfridges Group, Matchesfashion, Galeries Lafayette и др.
Компании обязались взять курс на переход на возобновляемые источники энергии, отказ от использования одноразовых пластиковых изделий (как на стадии логистики, так и в магазинах), избавление от микропластика, который попадает в канализацию при стирке синтетических вещей. Интересно, что главный конкурент Kering — концерн LVMH пакт подписывать отказался. Правда, входящий в его состав бренд Stella McCartney, сделавший экологичность одним из своих основных принципов, поддержал эту инициативу.
Составной частью экологической нейтральности, достичь которой стремятся названные бренды, является углеродная нейтральность. Это значит, что весь объем диоксида углерода (углекислого газа) или его аналогов, который в процессе производства выбрасывается в атмосферу, компания компенсирует за счет реализации проектов, при которых углекислый газ из атмосферы поглощается. Так, марка Burberry декларировала цель достичь углеродной нейтральности до 2022 года, а бренд Gucci сообщает о том, что уже полностью достиг этой цели.
Более того, углеродная нейтральность становится актуальной не только в рамках индустрии моды, а и в значительно больших масштабах. 23 сентября 2019 года на саммите в Нью-Йорке по проблемам изменения климата 66 стран, 10 регионов, 102 города и 93 фирмы обязались стать углеродно нейтральными, то есть принимать меры по полной компенсации выбросов углекислого газа в атмосферу.
МУзей МУсора «МУ МУ» также стремится привлечь внимание общественности к проблеме ущерба, который наносит экологии модная индустрия и другие отрасли. Мы пока далеки от углеродной нейтральности, но имеем в своем распоряжении другие методики – прежде всего разумного потребления. Оно подразумевает среди прочего повторное использование предметов, ставших ненужными, в том числе для создания модных аксессуаров.
Например, относительно недавно в нашей экспозиции появилось «платье Мэрилин Монро», выполненное из старой кинопленки на основе манекена с точными пропорциями легендарной голливудской дивы. А еще раньше мы приобрели для нашей коллекции настоящие «лабутены» — «мусорные туфли» (Trash Shoes) от бренда Christian Louboutin, созданные с использованием отходов из знаменитого ателье (обрывки ниток, выброшенные пуговицы, обрезки крафтовой бумаги и др.). И, конечно, наших гостей неизменно привлекает коллекция костюмов «Дивы иных миров»: модные аксессуары из папье-маше, теплоизоляции для труб, пенопласта и т.д.
Приглашаем всех интересующихся современными фэшн-тенденциями и проблемами экологии, посмотреть своими глазами на примеры «мусорной моды» в нашей экспозиции!