От мусора к галерее. Истории успеха современных африканских художников треш-арта

В 2023 году кризис отходов в Африке достиг угрожающих масштабов. Ежегодно на континенте образуется колоссальное количество бытовых отходов — 2,01 миллиарда тонн, из которых перерабатывается только 4%, а 90% выбрасывается незаконно.

От мусора к галерее. Истории успеха современных африканских художников треш-арта
Африканские маленькие девочки стоят в мусоре и смотрят на дома в трущобах Кибера, Кения, Восточная Африка. Кибера — самая большая трущоба в Найроби, самая большая городская трущоба в Африке и третья по величине в мире.
Источник: gettyimages.com

Во многих африканских городах большая часть отходов сжигается, выбрасывая шлейфы вредных загрязняющих веществ в дома, легкие и окружающую среду. Эти выбросы включают диоксины, углеводороды и черный углерод — высокотоксичные загрязнители климата. При разложении органических отходов также выделяется метан, который провоцирует открытое сжигание и является одним из основных факторов, способствующих изменению климата.

Это оказывает серьезное воздействие на людей и окружающую среду. Загрязнение воздуха ежегодно становится причиной более 1,2 миллиона преждевременных смертей в Африке. Исследования детей, живущих вблизи крупных свалок, показали наличие хронических респираторных, желудочно-кишечных и дерматологических заболеваний.

Так как тема мусора и его переработки становится острее с каждым годом во многих странах Африки, растет и количество африканских художников, которые работают в треш-арте и преобразуют мусор в искусство. Многие из этих художников получили мировую известность и активно участвуют в международных выставках современного искусства. Сегодня мы вас познакомим с некоторыми из них.

Эль Анацуи, Гана

От мусора к галерее. Истории успеха современных африканских художников треш-арта
Эль-Анацуи, Деци, 2021 г. Работа выполнена из материалов: металл, настенное крепление, алюминиевая и медная проволока.
Источник: elanatsui.art

Эль Анацуи, художник из Ганы, известен своими масштабными инсталляциями из выброшенных бутылочных крышек и металлических обрезков. Его замысловатые гобеленоподобные работы поражают воображение и заставляют задуматься, размышляя о взаимосвязи между потреблением, отходами и окружающей средой.

Работы Эль Анацуи находятся в самых престижных художественных коллекциях мира, включая постоянные собрания Метрополитен-музея, Нью-Йорк; Музея современного искусства, Нью-Йорк; Национального музея африканского искусства, Вашингтон; Британского музея; Музея Ватикана и многих других. В 2023 году он был удостоен престижной премии Hyundai Commission от Тейт Модерн.

Мбонгени Бутелези, Южная Африка

От мусора к галерее. Истории успеха современных африканских художников треш-арта
Мбонгени Бутелези, «Что у нас сегодня на ужин?» Работа выполнена из пластика.
Источник: edition.cnn.com

Мбонгени Бутелези — современный художник, ставший известным благодаря своей технике «рисования» пластиком. Художник работает с мусором, который он собирает на местных свалках и городских улицах. «Животные умирают, рыба в океане гибнет — из-за этого материала и из-за нас, людей, — говорит Бутелези. — Именно мы должны взять на себя ответственность».

Работы Бутелези выставлялись по всему миру, в том числе в Музее африканского искусства в Нью-Йорке, Музее Гоха в Германии, а также на Пражской биеннале.

Ромуальд Хазум, Бенин

От мусора к галерее. Истории успеха современных африканских художников треш-арта
Ромуальд Хазум, Свобода, 2009. Работа выполнена из найденных материалов, включая пластиковую канистру для бензина.
Источник: aestheticamagazine.com
От мусора к галерее. Истории успеха современных африканских художников треш-арта
Ромуальд Хазум, Моя курица, 2013. Работа выполнена из найденных материалов, включая пластиковую канистру для бензина.
Источник: octobergallery.co.uk

Ромуальд Хазуме создает мощные скульптуры-маски, используя выброшенные пластиковые контейнеры. Используя вездесущую пластиковую канистру с бензином в качестве своей знаковой подписи, Хазуме создает монументальные инсталляции, которые выступают в качестве метафор африканского места, истории и идентичности. Канистры с бензином навевают мысли о бенинских мужчинах и женщинах, которые переправляют контрабандный бензин между Нигерией и бенинскими потребителями.

Работы Хазуме выставлялись в крупнейших международных галереях и музеях по всему миру, включая Музей Виктории и Альберта, Лондон; Центр Помпиду, Париж; Фонд Луи Виттона, Париж; и ICP, Нью-Йорк, США.

Элиас Симе, Эфиопия

От мусора к галерее. Истории успеха современных африканских художников треш-арта
Элиас Симе, Канат 8, 2009-14. Работа выполнена из восстановленных электронных компонентов на панно.
Источник: bombmagazine.org

Масштабные абстракции Элиаса Симе сделаны из тысяч электрических проводов, печатных клавиш, микрочипов и компонентов компьютерного оборудования. Художник использует устаревшее технологическое оборудование в качестве естественного продолжения своей художественной практики, основанной на материальном подходе.

Элиас Симе активно выставляется по всему миру. Его работы были представлены на международной биеннале современного африканского искусства Dak’Art в Дакаре, Сенегал; на фестивале «Новая корона надежды» в Вене, Австрия; в США — в Метрополитен-музее, Нью-Йорк; в Музее-студии в Гарлеме; на обзорной выставке, которая прошла от Музея искусств Санта-Моники, Калифорния, до Музея искусств Северной Дакоты.

Моффат Такадива, Зимбабве

От мусора к галерее. Истории успеха современных африканских художников треш-арта
Моффат Такадива, Оккупация земли, 2019. Работа выполнена из компьютерных деталей, головок зубных щеток, крышек от пластиковых бутылок.
Источник: garlandmag.com

Моффат Такадива создает масштабные скульптурные произведения из обычных выброшенных материалов — от компьютерных отходов, аэрозольных баллончиков и бутылок с распылителями до зубных щеток и тюбиков зубной пасты. Он сплетает эти мелкие повседневные предметы воедино, создавая впечатляющие органические формы, напоминающие инкрустированные драгоценностями излишества или ритуальный минимализм.

Его работы представлены на различных площадках от Лос-Анджелеса до Йоханнесбурга, от Хараре до Токио и во многих других местах. Работы художника находятся в международных коллекциях, включая Art Jameel, Объединенные Арабские Эмираты; Foundation de 11 Lijnen, Бельгия; Shanti Art Collection; Villa Datris Foundation, Франция; Southern African Foundation for Contemporary Art (SAFFCA), Франция и Южная Африка; Fondazione Golinelli, Италия.

Сокари Дуглас Кэмп, Нигерия-Великобритания

От мусора к галерее. Истории успеха современных африканских художников треш-арта
Сокари Дуглас Кэмп, Европа, поддерживаемая Африкой и Америкой, 2015.
Источник: newexhibitions.com

Художница нигерийского происхождения Сокари Дуглас Кэмп известна своими масштабными скульптурами извилистых форм, выполненными из восстановленной стали и других металлических материалов. Работы художницы можно увидеть по всему миру, от Британского музея в Лондоне до Художественного музея Сетагая в Токио.

Сокари любит работать со сталью и шутит, что это отличный способ согреться в Великобритании, где она сейчас и живет. Но на самом деле художнице очень нравится заниматься сваркой, она любит резать и гнуть металл, придавая ему нужную форму. Художница работает с листовой сталью, а недавно начала использовать в своих работах переработанные нефтяные бочки. Такие бочки есть по всему миру, и они хорошо узнаваемы повсюду.

Нефть занимает важное место в работах Сокари, потому что она родом из дельты реки Нигер, где добыча нефти является основным занятием. 97,3% экспорта Нигерии приходится на нефть, а в дельте реки Нигер находится 30% всех африканских запасов нефти. Как результат, этот регион сильно страдает от загрязнения от нефтедобычи и экологических проблем.

В своем творчестве художница часто затрагивает культурные и политические темы, размышляя о влиянии индустриализации на традиционные африканские общества. Сокари провела уже более 40 персональных выставок по всему миру.

Диломпризулике, Нигерия

От мусора к галерее. Истории успеха современных африканских художников треш-арта
Одна из работ Диломпризулике. В качестве основного материала Диломпризулике выбирает самый разнообразный мусор.
Источник: africanah.org

Официально художника зовут Дил Хамфри-Умезулике, но в мире современного искусства он известен как Диломпризулике, и получил прозвище «Мусорщик из Африки». В своих работах Диломпризулике трансформирует старую одежду и другой мусор, найденный на улицах нескольких африканских городов, и создает скульптуры, инсталляции и перформансы, в которых он хочет отразить бесправное положение многих африканских людей.

Открытие художественного потенциала в хламе также служит социально-политической критикой современной ультраматериалистической культуры. Художник заставляет нас переосмыслить вопросы утилизации, экологической антиутопии, управления городскими отходами и последствий изменения климата. Производя так много хлама, как мы можем оценить его последствия? Каковы экологические издержки такого распространения отходов в промышленных масштабах?

В настоящее время Диломпризулике живет и работает в Германии и Нигерии.

Серж Бинен, Камерун

От мусора к галерее. Истории успеха современных африканских художников треш-арта
Серж Бинен, Бык. Скульптура из найденных металлических материалов.
Источник: vantaart.com

Серж Бинен — художник-самоучка, который помогает очистить нашу экосистему, восстанавливая любые загрязняющие предметы и/или материалы, которые не гниют, и давая им эстетическую, новую жизнь. Он с легкостью работает с деревом, железом, бронзой, алюминием, медью и пластиком, иногда добавляя смолу для создания форм, которые часто принимают вид странных людей, насекомых, животных, роботов, машин, автомобилей или мотоциклов, как гигантских, так и уменьшенных масштабов.

«Когда я хочу переработать отходы, я начинаю с мозгового штурма. На это может уйти месяц. Как только я представляю себе структуру того, что я хочу создать, я начинаю посещать свалки, чтобы определить, какие отходы нужно собрать для произведения искусства, которое я хочу создать. Бывают дни, когда я отправляюсь на берег за отходами, которые во время сильных дождей уносило вниз по течению, — особенно за древесиной для скульптур», — говорит Бинен.

Ифеома У. Аньяеджи, Нигерия

От мусора к галерее. Истории успеха современных африканских художников треш-арта
Ифеома У. Аньяеджи, Я здесь, но меня здесь нет. Присутствие, отсутствие. Художница создает выразительные скульптуры и инсталляции из выброшенных бутылок и неразлагаемых пластиковых пакетов.
Источник: afri-plastics.challenges.org

Называя себя «неотрадиционной» художницей, Ифеома У. Аньяеджи создает все: от концептуальных скульптур до аксессуаров, одежды и мебели.

Ее использование отходов пластика связано с африканской традицией переработки, превращения «бедных материалов» — выброшенных пластиковых пакетов — в «богатые», рассматривая их как материалы «высокого искусства». Через ее искусство проходит и другой дискурс — феминистская перспектива, важная для многих африканских женщин-художников, которые сталкиваются со всеми теми же системными барьерами, что и женщины-художники по всему миру.

Например, в скульптурах Аньяеджи часто используются отходы пластика, как будто это волосы, что опирается на характерную африканскую традицию «threading» — способ плетения волос. Она побуждает к дискуссии, в которой на первый план выдвигается материальная культура африканских женщин и девушек, а также поднимаются сложные социально-политические и экологические проблемы.

Паскаль Мартин Тайу, Камерун

От мусора к галерее. Истории успеха современных африканских художников треш-арта
Паскаль Мартин Тайу, Пластиковые пакеты, 2001 — 2011.
Источник: afri-plastics.challenges.org

Паскаль Мартин Тайу является одним из выдающихся современных художников Африки, чьи работы были представлены по всему миру в престижных институциях.

Большая часть его работ связана с повторным использованием и переработкой одноразовых материалов из его путешествий: от железнодорожных билетов до пластиковых бритв. Одной из доминирующих тем в его творчестве является понятие «переработка банального». Работы, в которых используются отходы пластика, не только говорят о загрязнении Африки пластиком, но и одновременно затрагивают темы экономики, миграции и политики. Большая часть его работ в 1990-х годах была посвящена проблеме ВИЧ/СПИДа в Африке. Но в последние годы его работы, такие как масштабные инсталляции из пластиковых отходов, привлекают внимание к экологическому кризису в Африке.

Влияние искусства, созданного из переработанных материалов

Растущая тенденция африканских художников включать в свои работы материалы из мусора оказывает значительное влияние как на общество, так и на окружающую среду. Превращая отходы в искусство, художники повышают осведомленность об экологических проблемах и пропагандируют устойчивые практики. Их работы служат мощным стимулом сокращать потребление, повторно использовать материалы и перерабатывать отходы, чтобы защитить нашу планету.

Помимо экологических посланий, эти художники сохраняют и воспевают культурное наследие и традиционные формы искусства. Включая в свои работы переработанные материалы, они демонстрируют потенциал инноваций в африканском искусстве и вдохновляют новое поколение художников на изучение возможностей работы с экологичными материалами.