Много лет назад, в советское время, когда ничего не было не только на улицах, но и внутри домов (то есть все у всех было одинаковым), я любила бродить после Нового года и весной, когда стает снег, и искать. Еще интереснее было ходить после шторма по пляжу. Я находила: елочные игрушки, колечки, сплетенные из разноцветной проволоки, старые фотографии, вилки, значки, разноцветные стекляшки. Два раза очень сильно повезло — нашла колечко с зеленым камушком на пляже и серебряную ложку в грязной луже. Находила монетки, пуговицы, пупсиков, какие-то таинственные механизмы… А на помойке на станции Трудовая нашла фарфоровую фабрики аж самого Гарднера статуэтку (видимо, выкинули новые владельцы старой генеральской дачи….).
Зачем собирала? Все это не казалось хламом, хотелось сохранить и как-то использовать эти случайные » сокровища»… Наверное, также поступали и те, кто повзрослев, начал создавать свои… музеи мусора… Всего таких в мире штук 10-12, недавно появился новый и большой и в Москве, точнее, рядом с Москвой, в Калужской области с веселым названием «МУ МУ» (МУзей МУсора).
Самый известный в мире Музей Мусора в Нью-Йорке, в США. Некий своеобразный дяденька по имени Нельсон Молина собирал по городским свалкам Америки и помойкам Манхэттена все, что выкинуто, причем более 30 лет. И насобирал на 2-этажный Музей мусора, где он теперь Главный и с большим штатом сотрудников. Ну, зрелище, на мой взгляд, в целом, скучноватое. Его правильное название «Свалки Америки, расставленные по полкам». И там точно нужен экскурсовод — ведь у каждого предмета, будь то Джоконда с помойки или затасканная журналистами звезда Давида, сделанная в память об 11 сентября, своя история. Но зато там есть все. Мебель? Пожалуйста. Ковбойская и типичная американская. Посуда? Нет проблем. Серебряные тарелки и миски, кувшины и соусники — все это музейные экспонаты, найденные в мусорном баке. Старинные лампы с уютными абажурами? Сто штук. Картины и постеры, скульпурки и просто красивые штуки, за которые на Арбате в былые времена антиквары бы дрались… Но людям это уже было не надо, все летело в помойку….а теперь — просто ЭКСПОНАТЫ!
Есть еще другой американский своеобразный дяденька — Исайя Захер, который всю жизнь мусором выкладывает улицы Филадельфии: получился «Магический сад». Удивительно, но о нем нет даже упоминания в туристических путеводителях по Филадельфии – в отличие, например, от Антонио Гауди, фигурируещего во всех путеводителях по Каталонии и имя которого известно практически каждому грамотному европейцу. Справедливости ради надо заметить, что самого Исайю Захара и его «Магический сад» серьезные искусствоведы периодически сравнивают то с Гауди, то с Пикассо, и еще с множеством других авторов, кто использует в своем творчестве многочисленные полифактурные разнородные материалы, а не замыкается только в плоскости холста или рамках традиционной керамики.
Исайя Захар потрясающе играет с мусором: велосипедные колеса, пустые бутылки, битый кафель, расколотая посуда, старые игрушки и тому подобное все это мастерски интегрируется в различные объемные формы. Необыкновенный световой эффект от выпавшего зимой снега на всем Восточном побережье США прекрасно подхватывают многочисленные битые зеркала, которые Захар использует в своих монументальных мозаичных композициях. То, что летом смотрится просто мерцающими бликами, зимой сверкает подобно дворцу Снежной Королевы. Его работы выполнены по принципам, по которым живут знаменитые пространства и объемы Гауди и Хундертвассера – отсутствие четкой архитектурной доминанты строится на гармонии с окружающей средой.
Eye’s Gallery — первая галерея Исайи Захара — начиналась, как мешанина из текстиля, деревянных поделок, керамики и мелких побрякушек, которые Захар привозил из своих путешествий по Южной Америке. Но галереи вскоре оказалось мало – и Исайя начинает отделывать мозаиками из различных элементов, зачастую не попадающих в рамки даже самого понятия «мозаичный материал» — вплоть до резиновых пупсов и отбитых донышек бутылок, пространства окружающих галерею кварталов. Это такая игра и борьба одновременно, вернее, органическое использование мусора и бесконечного количества ненужных предметов с целью обратить внимание на экологическое неблагополучие нашей планеты, как у Хундертвассера. Там, где у большинства возникают мусорные свалки, у Захара растут под руками райские сады. Красота архитектурно-дизайнерских композиций Исайи Захара сомнения не вызывает даже у неискушенных зрителей, ничего не ведающих о весьма распространенном применении в творчестве самых неподходящих материалов (рваные газеты, битое стекло, доски, консервные жестянки и тому подобное) художниками на протяжении последнего столетия.
Посещенный мной недавно российский МУзей МУсора «МУ МУ» удивил меня российской, простой и понятной, интеграцией подходов, описанных выше для двух «мусорных музейных точек» Америки: мусор собирался и копился, у такой же, как и я, московской девочки с «мусорной жилкой» (теперь уже совсем тетеньки), ибо его было жалко выбрасывать (хотя его уже однажды кто-то выбрасывал), было жалко увеличить объемы бесконечных подмосковных свалок, хотелось сделать что-то полезное, разумное, не увеличивающее хаос, а наоборот…
Постепенно, осознанно, после серии творческих экспериментов и их положительной оценки первыми зрителями (и друзьями) МУСОР был провозглашен абсолютным материалом для художественной работы. Прошел год…. Так родилась уже совсем взрослая (на 1000 кв. метров) нескучная и нестандартная ГАЛЕРЕЯ образов и предметов, идей и прикладных подходов, где всем желающим предлагается осмыслить из ЧЕГО и ЗАЧЕМ сделан тот или иной экспонат, порадоваться авторской фантазии, а потом взять, да и присоединиться и к Разумному Потреблению, и к Раздельному сбору мусора, а еще к Творчеству, как образу жизни, когда красивое и занимательное видится во всем, даже в банальном мусоре на помойке….
И ехать в «МУ МУ» ближе, чем в Америку!)))
Источник: авторский текст, специально для Художественного МУзея МУсора «МУ МУ»
Автор: Маша Гусева, Россия — США.
Художник, цветотерапевт, врач-невролог, дизайнер.
Родилась в Москве. Основам живописи училась в мастерских Виктора Севрюгова, династии Гландиных-Салганик. Высшее образование: медицина, журналистика. Кандидат медицинских наук, профессор.
Координатор спецпроектов (журнал «ДИ»), постоянная рубрика «Арт-туры Маши Гусевой» (газета «ДИ»). Рубрики «Гость номера», «Искусство глазами психолога» («ДЕКО», «Художественный совет»), «Штрихи к уюту» («Мир новосела»), постоянный автор (журнал «Персона», газета «Московский художник»).
- Член Международного художественного фонда (по классу «Живопись»).
- Член Творческого Союза художников России (по классу «Живопись»).
- Дипломант многочисленных конкурсов живописи, более 70 выставок.
- Автор «Книги для женщин».
- Авторский курс «История изобразительного искусства».
- Авторский курс по цветотерапии.
- Член Американской Ассоциации по арт-терапии.