Мусор вокруг нас может вызвать кучу неприятностей: испортить настроение, заставить потратить время и силы на уборку… А ведь может и убить. Жуткая, больше похожая на детектив история произошла в 2010 году в американском штате Лас-Вегас. Тогда об этом написали крупнейшие мировые таблоиды, среди которых была газета The Daily Telegraph.
Американская пенсионерка Билли Жан Джеймс, отличавшаяся болезненной страстью к накопительству, погибла у себя дома под грудой барахла — покупок и мусора. Найти её смогли лишь через четыре месяца после смерти, сообщает британская газета The Daily Telegraph. Друзья признались, что миссис Джеймс была шопоголичкой, которая по выходным покупала старье на распродажах. Она также была завсегдатаем магазинов дешевых товаров. В гости она никого не приглашала, поскольку стыдилась беспорядка. Чтобы перемещаться по дому, супруги пробили небольшие проходы в завалах старья. С 67-летней Билли Жан Джеймс жил ее супруг, 68-летний Жан Джеймс, который обнаружил исчезновение жены ещё 22 апреля и приступил к розыскам. Сначала он опасался, что жена перенесла инсульт и поэтому потеряла ориентацию в пространстве. Полиция Лас-Вегаса несколько раз проводила обыски в доме, в том числе с участием собак. Но собаки не смогли обнаружить тело — их отвлекали запахи гниения, источаемые упаковками из-под пищевых продуктов, которыми были нашпигованы кучи мусора. Горы товаров, привезенных из магазинов, а также мусора и старого барахла переполняли дом, забив его сверху донизу. В мае полиция выдвинула версию, что Жан Джеймс куда-то ушла из дома, пишет местная газета The Las Vegas Sun. Отрабатывая эту версию, полицейские прочесывали окрестности с применением автомобилей и вертолётов. Близкие Джеймс предложили награду в 10 тыс. долл. за информацию о ее местонахождении, в то время как она лежала в собственном доме. Точные причины и обстоятельства смерти домохозяйки пока не установлены.
Страсть к накопительству, которой страдала Билли Жан Джеймс, называется ониомания. Корни у этого слова — возвышенные древнегреческие, а переводятся они как «покупаемый» и «безумие». Древние греки как будто чувствовали, что спустя пару тысяч лет это «безумие» назовут болезнью века.
Ониомания выражается в непреодолимом желании что-либо покупать без необходимости, только ради получения удовольствия, совладать с которым становится всё сложнее и сложнее. В быту красивое древнегреческое название болезни заменяет более обидное — шопоголизм, а людей, подверженных этому синдрому, называют шопоголиками.
Шопоголизм был бы невозможен вне общества потребления. Когда оно появилось — вопрос открытый; принято считать, что случилось это с появлением промышленного производства, развития конкуренции и экономики. Общество становилось богаче — это, безусловно, плюс. Минус в том, что не все умеют с пользой для себя распоряжаться этими богатствами. Первая мысль: «Раз больше дают — надо брать». О том, что никто не заставляет брать ненужные нам вещи, нас почему-то никто не предупреждал.
Что мы видим в результате? Заветное слово SALE — и покупатели потоками устремляются к магазинам с целью отхватить товары с самой большой скидкой (а нужен ли нам очередной пылесос — об этом подумаем позже, когда поставим покупку в чулан к двум его предшественникам). У ощущения счастья теперь можно определить начало: старт очередной распродажи. Чувство обладания вещами становится единственным поводом для гордости.
Явление не новое, что уж. Помните Плюшкина из гоголевских «Мертвых душ», чья страсть к собирательству стала нарицательной?
«Не довольствуясь сим, он ходил еще каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины и все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, — все тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты».
Н. В. Гоголь — о Плюшкине, герое поэмы «Мертвые души»
Или знаменитую сцену в варьете из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», когда на сцене появляется фантастический дамский магазин, где можно было оставить свои наряды и выйти в экстравагантных новых — и всё это совершенно бесплатно!
«Тогда Фагот объявил, что за поздним временем магазин закрывается до завтрашнего вечера ровно через одну минуту, и неимоверная суета поднялась на сцене. Женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли. Одна, как буря, ворвалась за занавеску, сбросила там свой костюм и овладела первым, что подвернулось, — шелковым, в громадных букетах, халатом и, кроме того, успела подцепить два футляра духов».
Хватать всё без всякой примерки (лишь бы успеть первой!), независимо от того, нужна вещь или нет (да за такую цену чего бы не взять!) — описанная почти столетие назад Булгаковым сцена потребительского безумия до боли напоминает современные большие распродажи. Или так называемые «чёрные пятницы», с которых в США ежегодно начинается традиционный рождественский сезон скидок. Ради этого миллионы людей занимают очереди с ночи, готовы брать отгул в рабочий день — лишь бы попасть в ряды «счастливчиков», кому достанется китайский телевизор со скидкой в 80%, ещё один фен ценой в 5 долларов, три пары тапочек по цене двух…
Многие пишут о скидках, изредка — о жертвах «чёрной пятницы» (в пригороде Нью-Йорка толпа затоптала сотрудника магазина, в давке пострадала беременная женщина). Но никто не пишет об эмоциональном опустошении, которое наступает после маниакального шопинга. Кошелек пуст — зато и без того тесная квартирка полна новыми бытовыми приборами средней ценовой категории, в шкафу прибавилось несколько кофт, которые «выйдут в свет» от силы раза три. И ничего, дорогой, что в этом году у нас снова не получится семейное путешествие к морю — билеты дорогие, останемся на каникулы дома, зато посмотри, какой у нас есть миксер с бесшумными насадками — как в той рекламе, помнишь?
В 2008 году в ходе медицинских исследований выяснилось, что около миллиона жителей Германии страдают от «шопинговой» зависимости. В развитой цивилизованной Европе порядка 50 государств. В США — столько же штатов. По самым скромным подсчётам, сто миллионов человек во всем мире в какой-то мере подвержены стать жертвой шопоголизма и ониомании.
О том, что желание покупать и собирать вещи без необходимости стало болезнью века, говорит и то, что вокруг этого явления сформировалось множество медицинских терминов. «Официальное» название патологического накопительства — силлогомания. К диагнозу близок термин диспозофобия — боязнь человека выбрасывать вещи. У православных страсть к собирательству называется мшелоимством, по православным традициям она считается грехом. В быту эту болезнь иногда шутливо называют «синдромом Плюшкина» (привет, Николай Васильевич!). Есть гипотеза, что возникновение нарушений в психике связано с нарушением в работе лобной доли мозга.
Статистика совсем не означает, что выхода нет. Крайностей общества потребления можно избежать, если подходить к этому разумно.
Тенденция к разумному потреблению становится мировым движением, которое поддерживается акциями и деятельностью всем известных компаний и корпораций. Общество и производство начинает следовать принципам повторного использования отходов и возобновляемых ресурсов, внедряет продукты с большим циклом жизни. Понятно, что полностью миновать потребительскую цепочку не получится: всем жизненно необходимы ботинки на осень и отдельные — на лето, молоко к завтраку и пакет фруктов на неделю. Если у нас сломался и не подлежит ремонту смартфон — вряд ли мы полностью откажемся от сотовой связи и мобильного интернета. Это — необходимая часть нашей жизни.
«МУ МУ» начинает цикл материалов, посвященных разумному потреблению. Как жить в гармонии с вещами, научиться избавляться от лишнего и не тратить на это деньги? Какими альтернативными способами можно получить что-то нужное нам через обмен и как это работает?
Мы познакомим Вас с постулатами Американской Ассоциации Разумного Потребления, расскажем об интересных мировых движениях и событиях — например, о фриганстве, фримаркетах и Всемирном дне отказа от покупок. Одним словом, откроем мир без лишнего мусора: оказывается, быть счастливым можно, обладая лишь 100 вещами.