Ежегодно в России скапливается около 800 тысяч тонн изношенных автомобильных шин. Выбрасывать отработанные покрышки где попало нельзя: это противозаконно и чревато штрафом, ведь они относятся к виду отходов, практически не подверженных естественному разложению. Найти старой резине новое применение тоже непросто. Так куда же девать старые покрышки?
Есть несколько вариантов. Если протектор сохранился в относительно приемлемом состоянии, то старые шины можно сдать за деньги/продать, самостоятельно найдя покупателя или оставив их на сервисе шиномонтажа. В последнем случае покрышки получат «вторую жизнь»: их продадут в качестве бэушных другому автовладельцу либо отправят на вторичную переработку.
Альтернативой является поиск специального контейнера для использованных шин, однако пока их насчитывается всего около 350 по всей России. Установкой и эксплуатацией таких контейнеров, а также последующей отправкой покрышек на утилизацию занимается некоммерческая организация «ЭкоШинСоюз», которая сотрудничает с 950 шиномонтажными центрами и 19 переработчиками.
В странах ЕC захоронение отработанных шин запрещено с 2006 года. В России до недавнего времени на захоронение отправлялось около 60% пришедших в негодность автопокрышек. Это весьма опасно, так как при контакте с водой и кислородом они нагреваются и могут самовоспламеняться, выделяя токсические вещества. Однако вплоть до 2017 года в России отходы резиновых шин, покрышек и камер почти никак не учитывались и практически не сортировались. Общий объем отходов изношенных шин, накопленный на территории нашей страны с 1990 года, оценивается в 11,5 миллионов тонн.
Также можно попробовать использовать старые покрышки в хозяйственных целях. Обычно умельцы изготавливают из них декоративные детали для оформления деревьев и кустарников, элементы цветочных клумб и детских площадок. Причем такое применение изношенных шин характерно не только для России. Широкую известность во всем мире получил «Парк Шин» — Nishi Rokugo Park (или просто Tire Park) на окраине японской столицы. В его составе используются около 3000 изношенных покрышек с местных фабрик Kawasaki.
Характерно, что парк не только функционирует как детская площадка, но и привлекает взрослых посетителей. Особенно интересны два огромных «динозавра» и 16-уровневая модель ракеты из старых шин. Из них же собраны фигуры различных роботов и монстров, мосты, горки, качели, лабиринт-лестница и т.п. Большое количество покрышек просто лежат на песке, и по ним можно свободно бегать и прыгать. «Годзилла» из шин высотой 12 метров имеет каркас из арматуры и бетона, а в ее хвосте проделан тоннель, по которому лазают дети. Покрышки аккуратно распилены, а их края обработаны, чтобы никто не поранился. В нашем Музее пока нет аналогичной огромной скульптуры, но зато внимание и взрослых, и детей привлекают другие аналогичные арт-объекты.
В последние годы экологи и ряд администраций российских регионов (например, Ярославской, Владимирской, Ростовской, Костромской областей) стали высказываться против использования старых шин на клумбах, детских площадках и т.д. Дело в том, что из них в атмосферу могут выделяться такие канцерогены, как бензоапирен и нитрозамины, а также токсичные вещества – фенолы, которые вымываются в почву во время осадков. Так что прежде чем изготавливать из старой покрышки «лебедя», клумбу или детские качели, стоит хорошенько подумать.
Отдельно стоит сказать про эффективность переработки изношенных покрышек. Данная продукция представляет собой источник ценного сырья: 1 тонна старых шин содержит 700 кг резины, 200 кг металла и 100 кг кордонного волокна, которые можно переработать в новые изделия. Причем вторичная переработка производится со значительно меньшими энергопотреблением и объемом выброса в окружающую среду вредных веществ, чем изготовление новых шин. Но и это еще не все плюсы. Если вместо переработки отправить покрышки на ликвидацию путем сжигания, то из 1 тонны резины в атмосферу выделится ни много ни мало 270 кг сажи и 450 кг токсичных газов.
Сфера применения переработанных шин очень широка, тем более что материал из них не токсичен. Из покрышек изготавливают: резиновые сапоги и обувные подошвы, покрытия для детских площадок и садовых дорожек, спортивный инвентарь, утеплительные и влагозащитные материалы. Резиновую крошку, полученную в ходе переработки, используют при производстве лакокрасочных материалов, при строительстве бетонных автодорог и в составе синтетического высокооктанового топлива.
С 1 января 2018 года вступило в силу Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 N 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается». Отныне за сжигание или захоронение старых покрышек предусмотрен штраф: для физических лиц — до 2000 рублей, для должностных лиц — до 30000 рублей, для юридических лиц — до 250000 рублей, для индивидуальных предпринимателей — до 50000 рублей. Как результат в 2017-2019 годах в России было утилизировано 130 тысяч тонн отработанных шин. Сейчас заводы по вторичной переработке автомобильных покрышек работают в Москве и МО (Домодедово, Воскресенск, Озеры, Егорьевск, Внуково), Санкт-Петербурге и ЛО, Воронеже, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Тольятти и др.
В качестве наглядного примера «второй жизни» старых шин можно привести Экоплощадку «Зеленый КОТ» (поселок Сосновка недалеко от Зеленоградска в Калининградской области), часть территории которой выложена резиновой «экоплиткой» производства московской мануфактуры «ЭкоРезина». Плитка из резиновой крошки, полученной при утилизации старых автомобильных покрышек, обладает такими качествами, как долговечность, влагоустойчивость, демпфирование (поглощение ударов), противоскольжение и устойчивость к агрессивным средам. Любой желающий может лично убедиться в этом. 🙂