Да простят нам дерзость сравнения… палитры оконных стекол витражей христианского искусства и разнообразия цветов алкогольной тары. Однако, родственные их связи и влияние друг на друга велики от истоков и по сей день!
Стекло – простая по составу вещь, хотя раньше по заблуждению или сейчас по малолетству многие уверены, что красивое цветное стекло – не иначе как сплав драгоценных камней.
Первое древнеегипетское стекло в основном состояло из силиката натрия и кальция (сода, песок и глинозём). По своему составу оно близко обычному современному стеклу, чего нельзя сказать о процентном соотношении его составных частей.
Первое застеклённое окно метр на полтора появилось как элемент украшения в помещении т.н. Малой бани в Помпеях. Неудивительно, ведь туда ходили не только мыться, но и отдохнуть, развлечься и побеседовать с приятелями.
Технологию выдувания стекла с помощью трубки изобрели за 100 лет до нашей эры в древнем финикийском городе Сидоне, что дало возможность изготавливать прозрачные тонкостенные сосуды самой разнообразной формы. До этого момента изделия из цветного стекла хоть и были предметом роскоши, но являли собой бесформенные глыбы и создавались вращением пластичных стеклянных волокон вокруг формы на металлическом стержне.
Стеклодувная трубка почти не претерпела изменений и дожила до нашего времени. Она представляет собой полый металлический стержень длиной 1 — 1,5 м, на одну треть покрытый деревом. Для производства ещё нужны ножницы (обрезают и крепят стеклянную массу к трубке) и длинные клещи-пинцет (вытягивают и формуют материал). Работа виртуозная и творческая, не всякому под силу.
Но именно низкому уровню стеклодельного ремесла обязано своим появлением искусство создания оконных витражей. Мастерам не удавалось получить большой прозрачный и равномерно окрашенный лист стекла, и они довольствовались небольшими пластинками. При этом, плохо зная свойства стеклянной массы, бракоделы редко могли добиться заранее задуманного цвета. Прозрачные пластинки обычно получались разноцветными. Их вставляли в окно, соединяя свинцовыми перемычками. Получались цветные узоры по типу мозаики. Первые оконные «рисунки» были простыми геометрическими, а потом мастера стали создавать потрясающие целые картины и фигурные композиции. Многие даже полагали, что солнечные лучи, проникая в помещение сквозь цветное стекло, становятся магическими. В ту пору Папа Римский Лев IV почему-то издает запрет на изготовление церковной утвари из полого стекла. Вердикт способствовал дальнейшему упадку художественного стеклодутия на Западе (церковь ведь была одним из главных заказчиков), зато стал бустером витражного искусства. Стеклянные окна папа не запрещал.
В XIII — XV вв. сложнейшие многофигурные композиции, образованные кусочками разноцветного стекла, занимают чуть ли не всё пространство стен между опорами громадных соборов. Например, общая площадь витражей знаменитого собора Cathédrale Notre-Dame de Chartres в долинах Луары превышает 2 000 кв. м, а диаметр круглых окон-роз составляет 13 м.
Тем не менее красивую посуду из стекла именно в этот период создают в Италии (Венецианское стекло) и Чехии (Богемское стекло).
В России в XVIII веке Михаил Васильевич Ломоносов разрабатывает технологию цветных стёкол, потому что большая часть производившегося Санкт-Петербургским стеклянным заводом товара была бесцветна или окрашена в синий и зелёный цвета. В Европе, например, известный германский стеклотехник-алхимик Иоганн Кункель в XVII столетии возродил утраченную римскую технологию «золотого рубина», а потом унёс тайну в могилу. Стекло «золотой рубин» вновь стало доступно человечеству благодаря многочисленным опытам Ломоносова.
Важное техническое новшество в стекольном производстве произошло в Англии в 1611 году — была изобретена и запатентована печь для обжига стекла, работающая на каменном угле. Высокая стабильная температура способствовала изготовлению прочных бутылок из тёмного стекла, что очень понравилось виноделам, потому что в таком стекле алкоголь был защищен от негативного влияния солнечных лучей. Так постепенно, благодаря техническому прогрессу, бутылка превратилась из предмета роскоши в удобный сосуд для хранения жидкостей.
Ну а каким же образом бутылки становятся витражами?
Если оставшуюся после распития посудину не сдавать в приемный пункт стеклотары (каждая бутылка может использоваться 7-8 раз!), не выбрасывать в спецконтейнер раздельного сбора мусора, а оставить где-нибудь в лесу или парке, то природа будет перерабатывать материал почти 1000 лет. А если тара разбилась (что вероятнее всего!), то осколки станут болью и ранами всех представителей животного мира. И мы, люди, тут не исключение (ну кроме тех, кто любит показывать «фокусы» с хождением босиком по куче битого стекла).
Что же делать?
Вариант 1, рутинный. Использовать в хозяйстве как вазы, склеивать из них перегородки, сдавать ненужную стеклопосуду на переработку. Мы, например, образующийся на аттракционе «Стабилизатор Эмоций» стеклобой отправляем на завод «Пеностекло» в Ворсино, где из него делают теплоизоляционный материал и покрытие для уличных площадок.
Вариант 2, творческий. Из разноцветного бутылочного стекла (а цвет бутылки зависит от добавок: оксид железа, никель, кобальт, сера, селен, марганец) и полёта фантазии рождаются удивительно красивые вещи: часы, тарелки, светильники и даже скульптуры.
Ну и конечно обещанное превращение бутылки в витражи! После применения метода сплющивания истинный Художник, подбирая нужные оттенки стекла, способен создать шедевры. Пример такого превращения – изысканная рама для селфи, сделанная сотрудниками мастерской «Гутарня» под руководством Виталия Ким.
Идея создания родилась у Мастера под впечатлением от посещения экспозиции МУзея «МУ МУ». Полюбоваться на витражную раму из бывших бутылок разных цветов и сделать красивое селфи можно в часы работы МУзея. Если скопилась дома ненужная стеклотара (особенно синяя и голубая) – привозите, примем с радостью. Поможем Планете быть чище и красивее!