(История одной фотографии из девяностых)
Во многих подборках документальных свидетельств эпохи «лихих девяностых» можно встретить необычную фотографию с некоего «Праздника мусора» в теперь уже далеком 1999 году. На фоне Московского Кремля запечатлены двое тогда еще милиционеров (а не полицейских, как сейчас) с дамой в эксцентричном наряде между ними. Позади этой троицы маячат выполненные в полный человеческий рост фигуры из бытового мусора. Что происходит на этой фотографии, и «кто все эти люди»?
Не Алла Борисовна?
Почему-то многие из тех, кто застал это время, принимают женщину на фото за легендарную певицу Аллу Борисовну Пугачеву. На самом деле, это немецкая актриса Элке Кошка (нем. Elke Koska), на тот момент бывшая музой, арт-менеджером и женой представителя «экологического искусства» — художника-акциониста ХА Шульта (нем. HA Schult, настоящее имя — Ханс Юрген Шульт). Элке Кошка принимала активное участие в различных перформансах мужа — не стала исключением и акция 1999 года на Красной площади в Москве.
В рамках проекта «Trash People» («Мусорные люди») ХА Шульт стал возить по миру собрание из 1000 скульптур, выполненных им из скрепленных монтажной пеной алюминиевых банок из-под колы и энергетиков, пластиковых пакетов и проводов. Мусор автор собрал на кельнских свалках еще в 1996 году. Часть скульптур ХА Шульт продает и на вырученные деньги финансирует перемещение проекта по странам и континентам. Стоимость одного «мусорного человека» доходит до 6000 евро. Проект служит напоминанием о негативных последствиях культа потребления в современном обществе и проблемах загрязнения окружающей среды.
Это самая известная, но далеко не единственная акция немецкого мастера: экотематика возникла в его творчестве далеко не случайно. Больше того, ХА Шульт считается одним из первых европейских художников, которые в своих работах обращают внимание общественности на экологические проблемы. Эта тема стала центральной для него уже много лет тому назад.
В отделение за экологический хеппенинг
В начале своей деятельности Шульт испытал сильное влияние поп-арта и современной коммерческой рекламы, однако затем он стал крнтиком общества потребления. Еще в 1969 году этот автор вместе со своими коллегами Ульрихом Херцогом и Гюнтером Сарре устроил хеппенинг в Мюнхене — «Situation Schackstrasse». Художники заполнили одну из городских улиц мусором и старыми бумагами, за что попали в полицейское отделение. В 1974 году Шульт провел еще более экстравагантную акцию. Он выкрал содержимое мусорных контейнеров немецкого футболиста Франца Беккенбауэра (считается лучшим центральным защитником XX века) и выставил эти отходы в качестве арт-экспозиции в мюнхенской городской галерее искусств в доме Ленбаха.
В 1976 году немецкий автор поразил жителей и гостей Венеции акцией «Venezia vive» — за одну ночь он покрыл старыми газетами знаменитую площадь Сан-Марко. А в 1977 году Шульт нанял пилота, который устроил сознательное «крушение» сверхлегкого самолета Cessna на знаменитой городской свалке Нью-Йорка на острове Статен-Айленд (существовала с 1947 по 2001 год). Видео хеппенинга «Crash» транслировалось в режиме реального времени через спутник связи на экраны, установленные в немецком Касселе. В 1983 году также в центре Нью-Йорке экохудожник создал «бумажную реку» из старых номеров издания New York Times, назвав акцию «Now!».
«Мусорные люди» путешествуют по миру
Проект «Trash People» реализуется с 1996 года. Современные искусствоведы описывают его в таком духе: в 20 контейнерах для грузоперевозок по всему миру скитаются «беженцы» от общества потребления; «Мусорные люди» — это наши изображения: мы производим мусор и сами когда-то станем мусором, мы живем в эру мусора и часто обращаемся друг с другом, как с мусором. За последние 20 лет экспозиция «Trash People» успела побывать во многих уголках мира, выставляясь в знаковых местах: на Красной площади в Москве в 1999 году, на Великой Китайской стене в 2001 году, около египетских пирамид Гизы в 2002 году, у легендарного Кельнского собора в 2006 году, на римской Пьяцца дель Пополо в 2007 году, в норвежской части Арктики в 2011 году…
В 2007 году немецкий экохудожник учредил ежегодную премию «Эко Глобус» (нем. ÖkoGlobe) за охрану окружающей среды для представителей автомобильной индустрии. А в 2009 году он основал одноименный институт в Дуйсбурге-Эссене (нем. ÖkoGlobe-Institut). В 2010-2011 годах Шульт провел в Риме и Мадриде акцию «Save the Beach», создав «отель» из мусора, собранного на приморских пляжах европейских стран. А в 2013 году автор соорудил в немецком Падерборне мусорное «сердце».
В 2015 году немецкий экохудожник устроил мировой арт-автопробег на гибридном электромобиле из Парижа в Пекин – «Action Blue». По пути он заезжал в такие города Евразии, как Берлин, Варшава, Вильнюс, Рига, Таллин, Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Казань, Уфа, Челябинск, Астана, Караганда, Алматы и др. На всем протяжении пути ХА Шульт брал воду из рек и озер, создавая из нее «биокинетические картины».
В наше время его работы можно найти во многих государственных галереях и частных коллекциях: в Музее немецкой истории в Берлине, в Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже, в Британской галерее Тейт в Лондоне, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Музее современного искусства в Нью-Йорке и т.д.
Россия и Европа
Элке Кошка и ХА Шульт, познакомившись в 1969 году и прожив вместе 25 лет, впоследствии развелись, однако остались партнерами по художественной деятельности. Новой женой акциониста стала российская скрипачка Анна Злотовская, обучавшаяся в 1986-91 годах в Московской консерватории и бывшая «первой скрипкой» Большого театра в 1994-97 годах. В 2001 году она эмигрировала в Германию, где в 2010 году стала супругой и партнером по творчеству немецкого экохудожника.
Приезд его «Мусорных людей» в Россию конца 1990-х годов и их экспозиция на Красной площади встали в один ряд с такими событиями, как лазерное шоу француза Жана-Мишеля Жара на Воробьевых горах и выступление британской группы The Prodigy на Красной площади в 1997 году, концерт американской рок-группы Red Hot Chili Peppers на Васильевском спуске в 1999 году и др. В ту эпоху наша страна полностью открывалась для современного мирового искусства, в том числе для трэш-арта (художественных объектов из мусора). Но если говорить о принципах разумного потребления, актуальных ныне во всем мире, дела в этой сфере в СССР обстояли намного лучше, чем в современной России.
Back in USSR
В Советском Союзе раздельный сбор отходов (РСО) с их дальнейшей переработкой во вторсырье был возведен в статус общегосударственной политики и задействовал силы миллионов граждан — «от мала до велика». Еще в голодные 1920-е годы началось внедрение в сознание пролетариев идеологии бережного использования ресурсов с комплексным сбором отходов. В 1952 году вышло Постановление Совмина СССР об утилизации мусора «в окрестностях Москвы, Ленинграда и городов республиканского (РСФСР) подчинения». Вскоре аналогичные документы были разработаны в других республиках СССР. За ресурсосбережение и переработку отходов в масштабах всей страны отвечал Госснаб, а с 1971 года — Главное управление по заготовкам, поставкам и использованию вторичного сырья «Союзглаввторсырье».
Затраты на переработку были заложены в себестоимость продукции. Разрабатывались нормативы сбора основных видов вторичного сырья, на основании чего производилось планирование. В 1986 году ЦК КПСС обязало организации, создающие новые виды продукции, одновременно разрабатывать технологию повторного использования данной продукции по окончании эксплуатации.
По всему Советскому Союзу работали десятки тысяч пунктов сбора отходов и тысячи предприятий по переработке вторсырья. В 1987 году в оборот вовлекались более 70% вторичных материалов. В соответствии с Комплексной программой научно-технического прогресса СССР, к 2010 году уровень переработки таких отходов, как, например, шины, должен был достигать почти 100%. Однако сейчас в России на вторичную переработку поступает не более 50% промышленных отходов и не более 5% бытового мусора.
Как это возможно?
Но как такие высокие показатели были возможны в СССР? Дело в том, что постоянный дефицит ресурсов для быстро развивающейся экономики страны вынуждал власти мотивировать население к РСО и иным практикам разумного потребления. Причем использовался европейский опыт, заимствованный прежде всего из ГДР.
Пищевые отходы, которых было не так много (например, черствый хлеб не выбрасывали, а делали из него гренки или квас), собирались в отдельные контейнеры и скармливались свиньям. Полиэтиленовых пакетов было мало, и их использовали многократно, как и матерчатые сумки и сетчатые авоськи. Пластиковые бутылки вовсе отсутствовали как явление. Молоко, кефир, майонез, соки, лимонад, квас, пиво, водка разливались в бидоны либо в стеклянную тару, которую всегда можно было сдать за деньги.
Продукты питания (например, колбасы, сыры и бакалея) и одежда паковались в быстроразлагаемую оберточную бумагу. Старые газеты обычно не выбрасывались, а использовались в качестве туалетной бумаги. Вместо памперсов были многоразовые пеленки. Школьники соревновались за первое место по объему собранного металлолома и макулатуры. За активное участие в мероприятиях по сбору сырья классы получали награды, грамоты и льготные места в пионерлагерях. Взрослые за сданную макулатуру могли получить редкие книги.
Выбрасывали разве что перегоревшие лампочки, пузырьки из-под лекарств, ломаные мелкие вещи (только те, которые нельзя было починить), крышки от бутылок и консервов и жестяные банки. И только в тех самых 1990-х годах в нашей стране начался бум потребления, сопровождающийся бурным развитием упаковочной отрасли и как следствие – мусорным кризисом. Сейчас мы заново открываем для себя уже не современное искусство, а хорошо забытые принципы РСО.
Подробней о культуре РСО в СССР читайте в нашем материале «Когда в СССР начали сортировать мусор впервые?».