У термина «искусство» есть множество определений, но один из главных критериев — способность вызывать эмоциональный отклик у людей. И тут все средства хороши. Авторы современного искусства используют самые разные материалы, чтобы обратить внимание публики. И предметы, которые больше не могут использоваться по назначению, а зачастую просто обычный мусор, тоже становятся частью произведений художников.
Как мусор стал искусством
Использовать мусор в своих произведениях искусства художники начали более 100 лет назад, ещё в начале XX века. Один из тех, кто первым осмелился создавать свои работы из мусора и городских отходов, был Марсель Дюшан. Его знаменитый «Фонтан» (писсуар) и «Велосипедное колесо» стали первыми реди-мейд объектами современного искусства. Основная идея и Дюшана, и последующих художников состоит в перемещении предметов из нехудожественного пространства в художественное, благодаря чему предмет открывается с неожиданной стороны.
В середине XX века художники начинают активнее использовать мусор в своих работах, в том числе исследуют городское пространство в поисках интересных объектов. В то время это была попытка переосмыслить искусство и добавить ему новые смыслы, нежели акцент на экологических аспектах.
Источник: wikimedia.org
Только к концу XX века тема экологических проблем начинает активно звучать в информационном поле и появляться в произведения современного искусства.
Австралийский художник-эколог Джон Дальсен одним из первых стал использовать мусор в своих произведениях для привлечения внимания к экологическим проблемам. Основной материал для его работ — это пластик из океана, который Дальсен собирает на австралийских пляжах.
Источник: johndahlsen.com
В конце XX и начале XXI века художников, которые активно используют мусор, изучают его место в жизни людей и городском пространстве, становится все больше и больше. В моде в нашем веке тему мусора стали массово использовать — известные кутюрье и дизайнерские дома начали делать одежду и аксессуары из вторсырья и ненужных вещей. Что-то показывали на выставках, но немало стало доступно и массовому покупателю.
Мы собрали информацию о самых ярких и интересных художниках и дизайнерах как в России, так и в других странах. А также расскажем пример того, как крупный бренд использует вторсырье в своем производстве.
Российские дизайнеры и художники
Александра Полярус из Санкт-Петербурга уже много лет создает аксессуары из баннерной ткани, автомобильных и велокамер, и даже из ремней безопасности. Собирает она их в вело- и автомастерских — там стоят коробки, куда мастера складывают ненужные материалы вместо того, чтобы выбрасывать их. Александра говорит, что договориться было очень легко, и многие мастера рады таким образом вносить свой вклад в решение экологических проблем.
Изначально Александра Полярус работала ивент-менеджером. После мероприятий оставались баннеры, но выбрасывать их девушка так и не решалась. Вдохновившись идеями ответственного потребления, она уволилась с работы, забрала домой ненужные баннеры и начала шить сумки. Так и возник бренд «Полярус». Александра считает, что занимается «благородной коммерцией», а главная задача её проекта — формирование культуры осознанного потребления.
Узнать подробнее о проекте можно на сайте polyarus.store, а в МУзее МУсора есть одна из первых сумок из баннеров от «Полярус».
Один из необычных экспериментов, когда мусор превращается в дизайнерские вещи — запуск бренда PlasticDoom. Его основательница, Галина Ларина, делала дождевики и аксессуары из обычных пакетов. Проект Галины начался также с вдохновения идеей ответственного потребления. Она установила в учебных заведениях и общественных учреждениях коробки для сбора ненужных полиэтиленовых пакетов. Затем, методом сплавки, пакеты превращались в красочные дождевики, панамы, зонты и рюкзаки.
Однако проект не стал массовым, и в первую очередь из-за задумки самого автора — он изначально создавался как маленький капсульный проект. Несмотря на то, что бренд не стал развиваться, он внес свой вклад в создание творческих вещей из мусора, вдохновляя других людей и на ответственное потребление, и на новые идеи.
Российских дизайнеров и художников, которые делают из мусора и вторсырья одежду, аксессуары, мебель и декор интерьеров — с каждым годом становится всё больше. Многие из них делают не только необычные проекты, но и создают успешный бизнес. Работы российских художников встречаются в музеях по всему миру.
Зарубежные дизайнеры и художники
Субодх Гупта — один из самых известных современных индийских художников. Его визитной карточкой стали скульптуры и инсталляции из металлической кухонной утвари. Одна из таких работ — маленькие чайники, которые вываливаются из большого сияющего ведра. Вторая важная тема для художника — это использование тех предметов, которые имеют особое значение в индийской культуре.
Роберт Брэдфорд — современный английский художник. Идея создавать предметы искусства из ненужных вещей пришла ему в голову необычно. Разбирая как-то антресоли с детскими игрушками, ему стало жаль, что они пылятся в коробках и больше никому не нужны. Тогда он решил сделать из них статую собаки в натуральную величину. С тех пор он стал делать самые разные объекты искусства из детских игрушек. В некоторые помещается до 3 тысяч игрушек. Для Роберта Брэдфорда важно не только создавать произведения, но и поднимать в своем творчестве экологические проблемы. Создавая объекты искусства, он спасает игрушки от свалок, а природу — от загрязнения.
Вик Мюнис — один из известнейших художников современности, который делает картины из бытовых отходов, смело экспериментируя с различными материалами. Художник бразильского происхождения, но сейчас живет преимущественно в Нью-Йорке. Многим он известен благодаря фильму «Свалка». В нем он показывает самую большую мусорную свалку в мире Жардим-Грамашо, расположенную на окраине Рио-де-Жанейро, и ее обитателей — катадорес, занимающихся сортировкой отходов
Свои работы Вик Мюнис делает из самых разных материалов: из пыли, сахара, шоколада, алмазов и любого мусора или ненужных предметов. При этом он часто создает из этих материалов недолговечные копии известных произведений искусства. Сохраняет он их путем фотографирования.
Став успешным и богатым художником, Вик Мюнис регулярно жертвует большие суммы в благотворительные фонды, которые помогают рабочим в Бразилии. Темы социальной несправедливости и защиты окружающей среды — самые главные в творчества автора.
Ещё один интересный современный художник, теперь уже из Барселоны, — Франсиско де Пахаро. Когда он видит кучи мусора, то сразу же создает из них произведения искусства, переставляя коробки, мешки для мусора и весь хлам. Все это он скрепляет скотчем, оставляет подпись и уходит.
Конечно же, все произведения искусства оказываются в мусоровозе. Но жители, сначала города, а потом и всего мира, коллекционируют его работы, выкладывая их под хэштегом #artistrash. В своих работах он высмеивает капитализм и современные проблемы, а искусство создает из мусора, который общество не хочет замечать. Но при этом люди охотно фотографируют мусор, который становится произведениями искусства в руках Франсиско де Пахаро.
Совсем в другой технике, хотя тоже из мусора, работает японская художница Чье Хитоцуяма. Из газетной бумаги она делает невероятно реалистичные фигуры животных.
Она разработала собственную методику. Художница разрезает бумагу на отдельные полосы, смачивает их и скручивает. И уже после этого, с помощью клея, формирует образы животных. При этом, в отличие от многих современных художников, ей важно добиться максимальной схожести с оригиналом — с настоящими дикими животными. Интересно, что любовь к газете у художницы не случайна — в детстве она проводила много времени на старой бумажной фабрике своего дедушки.
Реалистичные объекты из ненужной бумаги делает и американский художник Уилл Курц. Герои его произведений — обычные люди, зачастую из неблагоприятных слоев общества. Кстати, скульптуры животных тоже есть в творчестве Уилла Курца.
Крупные бренды и вторсырье
Использовать в своей продукции или упаковке вторсырье — практически неотъемлемая часть имиджа любого крупного бренда. Но так было не всегда, это тренд последних лет. Но есть компании, которые уже десятилетия занимаются этой темой. Один из примеров — американский бренд верхней одежды Patagonia. Компания начала использовать переработанные материалы при производстве с 1993 года. При этом сейчас почти 70% продукции производится из переработанных материалов, в том числе из пластиковых бутылок.
Истинные ценности бренда можно понять и через слоган «Don’t Buy This Jacket» («Не покупайте эту куртку»). Patagonia призывает потребителей воздерживаться от покупки новой одежды, если у них уже есть вещи, которые они могут носить.
Также Patagonia участвует в программе «1% for the Planet» («1% для планеты»). Компания отдает 1% от своей прибыли на поддержку экологических проектов и организаций.
Ещё одна инициатива бренда — программа по сбору старой одежды, включая куртки, в рамках их инициативы под названием «Worn Wear» («Изношенная Одежда»). Покупатели могут возвращать свои старые куртки, получая за это скидку или новую одежду. При этом собранная одежда отправляется на переработку.
Мусор как ресурс и вдохновение
Мусор, вторсырье, ненужная одежда — всё это в XXI веке становится ценным ресурсом, из которого можно создавать произведения искусства или новые вещи. Несмотря на перепотребление и серьезную мусорную проблему, человечество начинает искать новые способы использовать то, от чего раньше хотелось поскорее избавиться. Количество художников, которые используют в своих работах мусор, исчисляется сотнями, если не тысячами. При этом разнообразие материалов позволяет каждому художнику находить свою уникальную технику.
Мусор вдохновляет людей на создание прекрасного и производство полезного. С одной стороны, это меняет отношение людей к этому ресурсу и продвигает идеи ответственного потребления. С другой стороны, переработка вторсырья в новые вещи и использование мусора в искусстве не способны решить проблемы, с которыми столкнулось сегодня человечество. Хочется надеяться, что искусство из мусора вдохновит людей на серьезные изменения. И в будущем мусор будет лишь полезным ресурсом, а не тем, что заполняет свалки, размеры которых скоро можно будет измерять городами.