Искусство ассамбляжа

Весной 1914 года великий Пабло Пикассо прикрепил обрезки древесины, приклеил веревку и кусок скатерти к холсту — так появился «Натюрморт». Возможно это была первая работа в технике «ассамбляж».

Пикассо, «Натюрморт», 1914 г.
Пикассо, «Натюрморт», 1914 г.

Cам термин «ассамбляж», в художественном смысле, вошел в лексикон в начале 1950-х годов, когда французский художник и скульптор Жан Дюбюффе создал серию коллажей «Маленькие картинки из крыльев бабочек» (1953), которые он назвал assemblages d’empreintes («сборка отпечатков»). Термин Дюбюффе укрепился, и ассамбляжем стали называть произведения искусства, выполненные из обломков естественных материалов, предметов или их фрагментов.

Дюбюффе, «Портрет мужчины», 1957 г.
Дюбюффе, «Портрет мужчины», 1957 г.

Смысл трёхмерных ассамбляжных композиций – синтез, на основе которого из старого, разрозненного «барахла» создаётся нечто новое, единое и большее, чем просто сумма отживших своё частей. В работе допускается использование любых материалов: краски, металла, дерева, ткани, бумаги, пуговиц, осколков тарелок и чашек, жгутов, «останков» кукол, дверных ручек и ключей, высушенных фруктов и овощей, зёрен, ракушек и камешков, винтиков-шестерёнок, циферблатов и проволоки – словом, всего, что подскажет художнику его фантазия.

В искусстве ассамбляжа концепция доминирует над материалом, подчиняя его своей конечной цели. И бытовой предмет может стать арт-объектом уже только потому, что таковым его посчитает художник, и для этого его не нужно видоизменять или с чем-то комбинировать.

В широкий обиход термин вошел после выставки «Искусство ассамбляжа», проходившей в нью-йоркском Музее современного искусства в 1961 г. На ней были представлены работы начала ХХ века европейских и американских художников, поздних кубистов, дадаистов, футуристов и сюрреалистов – Дюбюффе, Марселя Дюшана, Пикассо, Джозефа Корнелла, Роберта Раушенберга, Ричарда Станкевича и других.

Возможно, самый выдающийся из всех мастеров ассамбляжа, Джозеф Корнелл оставил невероятное наследие для будущих поколений художников. Еще до того, как он стал художником, он был коллекционером. Корнелл наиболее известен своими «теневыми коробками», произведениями искусства, созданными из найденных материалов: фотографии, морские ракушки, игрушки, мрамор и другие викторианские безделушки, которые он покупал в сувенирных магазинах или просто находил в кучах мусора. В доме, который он делил со своей матерью, он работал в крошечной подвальной студии, заполненной архивными ящиками, досье и маленькими предметами — перьями, трубками, раковинами и мрамором — все это было им использовано необычным образом. Его миниатюрные шедевры превращают повседневные предметы в волшебные сокровища. Вместе они раскрывают увлечение Корнелла астрономией и кино, литературой и орнитологией и особенно его любовь к европейской культуре, от романтического балета до эпохи Возрождения Италии.

Джозеф Корнелл, «A Parrot for Juan Gris»
Джозеф Корнелл, «A Parrot for Juan Gris»
Джозеф Корнелл, «Medici Princess», 1948 г.
Джозеф Корнелл, «Medici Princess», 1948 г.

Художники итальянского движения arte povera , такие как Марио Мертц , создавали произведения искусства, используя множество натуральных и бытовых материалов, в том числе почву, тряпки и ветки. Их цель состояла в том, чтобы бросить вызов и разрушить коммерческие ценности современной системы галерей.

Марио Мертц, «Ноги», 1979 г.
Марио Мертц, «Ноги», 1979 г.

Смешивая эстетику народного искусства с символическими, сюрреалистическими образами, современная художница Бетти Саар борется с предрассудками, расизмом и стереотипами через ее различные коллажи и ассоциации, которые ссылаются на мистику африканских племен, историю, память и ностальгию.

Бетти Саар, «Освобождение тети Джемимы», 1972 г.
Бетти Саар, «Освобождение тети Джемимы», 1972 г.

Признавая потенциал существующих изображений и предметов, и стремясь наполнить их иным смыслом, художник из Боснии и Герцеговины Эмир Шеханович (Emir Šehanovic) создаёт любопытные работы в технике ассамбляж.

Эмир Шеханович, «Zumra»
Эмир Шеханович, «Zumra»

Ассамбляж был блестяще использован русскими художниками в начале XX века — Татлиным, Пуни, Родченко. Свои творческие концепции выражал посредством ассамбляжа и украинский художник, «отец русского футуризма», Давид Бурлюк.

Давид Бурлюк, «Ассамбляж Серпом и молотом», 1917 г.
Давид Бурлюк, «Ассамбляж Серпом и молотом», 1917 г.

Множество работ в технике «ассамбляж» создал также режиссер «Теней забытых предков» Сергей Параджанов. В его композициях использовались самые разнообразные элементы — от старых кукол до разноцветных перьев.

Инсталляция в Музее Сергея Параджанова (Ереван)
Инсталляция в Музее Сергея Параджанова (Ереван)

Таким образом, ассамбляж предоставил художникам новый способ создания искусства и на сегодняшний день, как очень гибкая форма, ассамбляж становится все популярнее.