Инсталляции треш-арта за пределами галерей и музеев

Художники треш-арта создают инсталляции за пределами галерей и музеев, чтобы привлечь внимание к глобальным проблемам, таким как загрязнение окружающей среды, чрезмерное потребление ресурсов и социальное неравенство. Они стремятся повлиять на общественное мнение, и уличное пространство идеально подходит для этой цели, поскольку работы художников видят не только посетители галерей и музеев, но и обычные прохожие.

Уличные инсталляции треш-арта могут изменить знакомые места и пространства, делая их более привлекательными для местных жителей. Многие произведения треш-арта включают символические образы и абстрактные идеи, которые заставляют задуматься над социальными проблемами и способствуют привлечению внимания широкой аудитории к «сложным» темам. Такие работы создают площадку для обмена мнениями, идеями и ценностями.

В этой статье мы подобрали для вас несколько примеров необычных инсталляций треш-арта, которые существуют за пределами музейного пространства.

«Рождественская елка» по-новому

Инсталляции треш-арта за пределами галерей и музеев
Ван Чжиюань, Брошенное на ветер, 2010 г. Работа выполнена из использованных пластиковых бутылок и стали.
Источник: laughingsquid.com

Художник Ван Чжиюань создал эту работу и как ироничную отсылку к рождественской ёлке, и как серьёзное напоминание о важной социальной и экологической проблеме отходов, порождаемой всё более богатым и потребительским обществом. Огромная витая колонна из мусора и упаковки служит драматическим упреком нашей расточительности и бездумной погоне за сиюминутными удовольствиями перед лицом вреда, наносимого окружающей среде. В интервью для White Rabbit Collection Ванг сказал: «Когда я вернулся в Китай, моим самым сильным впечатлением были пластиковые бутылки и мусор, наваленные повсюду». Это то, чего просто не существовало в гораздо более бедном и экономном Китае, который художник покинул в 1989 году.

Ван Чжиюань родился в Тяньцзине в 1958 году и обучался изобразительному искусству на факультете гравюры в Центральной академии изящных искусств в Пекине. В июне 1989 года он переехал в Австралию, где получил степень магистра в Сиднейском колледже изящных искусств, который окончил в 2000 году. Ван Чжиюань жил в Сиднее следующие 10 лет, после чего вернулся в Китай. Он создаёт так называемые «фрагментированные настенные скульптуры» — рельефы, искажающие масштабы повседневных предметов и символов. С 2009 года художник начал добавлять видеоизображения и электронные компоненты в свои масштабные инсталляции.

Мусорная рыба — Хельсингёр, Дания

Инсталляции треш-арта за пределами галерей и музеев
Хидеаки Сибата, Мусорная рыба, 2014 г. Работа выполнена из мусора, прибитого к берегу.
Источник: Tripadvisor

Экология и искусство объединились в уникальной скульптуре, которая установлена на Королевской набережной в Хельсингёре, в восточной Дании. Эта большая разноцветная рыба на пристани возле замка Кронборг является частью общественного арт-проекта под названием «Жизнь в звуке». Скульптура была создана в 2014 году японским художником Хидеаки Сибата, также известным как Йодогава Техник.

Йодогава Техник создал несколько подобных скульптур, состоящих из мусора (в том числе из различных плавающих предметов, которые прибивает к берегу или речным отмелям). Так он привлекает внимание общества к проблемам окружающей среды. Кроме гигантских рыб художник создавал и другие произведения искусства в разных уголках мира, преимущественно в Японии.

Техника Йодогава также известна благодаря «Гомуникации», образованной от слов «гоми» (мусор по-японски) и «коммуникация». Основываясь на этой концепции, он создает произведения искусства в различных местах по всему миру, взаимодействуя с местными жителями. Его способ общения с помощью искусства всегда открывает новые перспективы для местных жителей и повышает осведомленность о проблемах окружающей среды.

Пластиковые животные-гиганты Бордало II

Инсталляции треш-арта за пределами галерей и музеев
Бордало II, Пластиковая мама и детеныш обезьяны, 2021 г. Работа выполнена из пластикового мусора.
Источник: bordaloii.com

Бордало II, настоящее имя которого Артур Бордало, — португальский уличный художник, известный своими поразительными скульптурами, сделанными из мусора и переработанных материалов. Его огромного размера скульптуры животных, созданные из выброшенного пластика, металлических обрезков и других отходов, можно встретить в городах по всему миру. Посмотреть другие работы художника из этой серии вы можете на его сайте. Одна из работ художника представлена в постоянной экспозиции МУзея МУсора.

Избыточное производство и потребление товаров ведет к постоянному образованию отходов и, как результат, к разрушению планеты, о чем Бордало II все время напоминает в своих работах. Отходы становятся необычным и уникальным материалом, который автор использует для создания произведений разных размеров, направленных на привлечение внимания к проблемам экологии и распространение идей универсального манифеста борьбы с замусориванием планеты.

CD-диски и архитектура

Инсталляции треш-арта за пределами галерей и музеев
Элиза Морин и Клеманс Элиар, Мусорный пейзаж, 2011 г. Работа выполнена из CD-дисков.
Источник: upcyclist.co.uk

Инсталляция площадью 500 квадратных метров, созданная художницей Элизой Морин и архитектором Клеманс Элиар, проходила в Париже в 2011 году. Искусственный холмистый ландшафт был создан из 65 000 компакт-дисков, которые были собраны, отсортированы и затем сшиты вручную, чтобы создать волнистую и отражающую поверхность.

Художники отмечают, что компакт-диски обречены исчезать из нашей повседневной жизни, а впоследствии оказываются токсичными отходами под открытым небом, на плаву или под землей. Изготовленные из нефти, эти отражающие пятна CD-дисков образуют неподвижное море металлических дюн: монументальный масштаб произведения искусства раскрывает драгоценный аспект маленького повседневного предмета. По окончании инсталляции все компакт-диски были переработаны в поликарбонат.

Собор хлама в Техасе

Инсталляции треш-арта за пределами галерей и музеев
Фото Томаса Хоука — «Собор хлама» / Flickr
Источник: unusualplaces.org

В городе Остин, штат Техас, местный житель Винс Ханнеманн создал «Собор хлама» из мусора, использовав более 60 тонн отходов в процессе строительства.

Винс Ханнеманн никогда не стремился сделать свой «Собор хлама» чем-то большим, чем просто воплощение его творческого самовыражения. Эта постоянно развивающаяся структура проекта началась в 1989 году с кучи автомобильных дисков на заборе заднего двора дома Ханнеманна и стала местом, где хлам нашел свое высшее предназначение. Рассматривая разнообразные части собора, посетители могут обнаружить старые телефоны, детали велосипедов, компакт-диски, осколки фарфора, светильники, бутылки и многое другое. Однако вместо того, чтобы отправиться на свалку, этот хлам стал частью чего-то большего — личного художественного шедевра.

Когда Ханнеманна спрашивают о значении этого сооружения, он отмахивается от вопроса. Он отвечает, что для него не имеет значения, что это значит. Ведь искусство не только в глазах художника, но и в глазах зрителя. В 2010 году «Собор хлама» оказался под угрозой сноса из-за беспокойства соседей и городских властей об устойчивости и безопасности конструкции. Благодаря усилиям добровольцев, включая строителей, юристов, архитекторов и инженеров, сооружения были стабилизированы и получили необходимые разрешения от города. Сегодня посетители всё ещё могут посетить «Собор хлама», предварительно записавшись на приём.

Что может вынести на берег?

Инсталляции треш-арта за пределами галерей и музеев
Проект Алехандро Дурана «Смытое»
Источник: thisiscolossal.com
Инсталляции треш-арта за пределами галерей и музеев
Проект Алехандро Дурана «Смытое»
Источник: thisiscolossal.com

Работая на одном из участков побережья Сиан-Каан, крупнейшего биосферного заповедника Мексики, художник Алехандро Дуран собрал огромное количество мусора, приносимого волнами со всех уголков планеты. Используя весь собранный на побережье мусор, художник создал проект под названием «Смытое». Создавая эстетически привлекательные пейзажи из мусора, Дюран стремится показать контраст между красотой природы и разрушительным воздействием человека на загрязнения океана. В своем обращении к проекту «Смытое» художник отмечает:

«В рамках этого проекта я обнаружил пластиковые отходы из пятидесяти стран и шести континентов, выброшенные на берег вдоль побережья Сиан-Каан. Я использовал этот мусор со всех уголков мира для создания цветных скульптур, характерных для данной местности. Объединяя человеческое вмешательство и природные элементы, я иногда размещаю объекты так, как это делают волны; в других случаях пластик принимает форму водорослей, корней, рек или фруктов, отражая проникновение пластика в окружающую среду.

Эти инсталляции не столько создают сюрреалистический или фантастический пейзаж, сколько отражают реальность нашей нынешней экологической ситуации. Проект отображает новую форму колонизации потребительством, когда даже неосвоенные земли не защищены от далеко идущего влияния нашей одноразовой культуры».

Посмотреть еще больше фото из серии работ «Смытое» можно по этой ссылке.

Что посеешь, то и пожнешь

Инсталляции треш-арта за пределами галерей и музеев
Аврора Робсон, Что посеешь, то и пожнешь, 2007 г. Работа выполнена из пластикового мусора, полиуретанового лака и металлических конструкций, придающих форму инсталляции
Источник: aurorarobson.com

По заказу Меррилл Линч (ныне Bank of America), для их корпоративной штаб-квартиры в Хоупвелле, Нью-Джерси, Аврора Робсон создала инсталляцию из пластиковых бутылок, выброшенных сотрудниками в корзины для вторсырья. Работа призвана продемонстрировать взаимосвязь и взаимозависимость материи и энергии, а также повысить осведомленность сотрудников компании о влиянии человечества на окружающую среду и о нашей незаметной власти как потребителей. Инсталляция подвешена на 95 подвесных конструкциях.

Аврора Робсон — мультимедийная художница, известная своими медитативными работами по переработке пластиковых отходов. Художница перерабатывает найденные пластиковые отходы и создаёт из них яркие и необычные скульптуры. Её творчество — это медитация на повторяющиеся кошмары из детства, которые она объединяет с природными формами. Одновременно с этим в ее работах выброшенный мусор превращается в напоминание зрителю о том, что каждый наш выбор влияет на окружающую среду. Робсон родилась в Торонто в 1972 году и выросла на Гавайях. Сейчас она живёт и работает в Нью-Йорке, куда переехала более 20 лет назад.

Уличные инсталляции треш-арта могут стать источником вдохновения и новых идей, а также способом самовыражения для художников и зрителей. Они могут стать отправной точкой для обсуждения важных социальных вопросов и поиска новых решений. А еще это важный элемент современного искусства, который может внести разнообразие в городскую среду и способствовать развитию общества.