Последние годы именно экологическое обучение становится новым трендом образовательного процесса школьников и молодежи во всем мире, и свой особенный опыт уже появился и у нашей страны.
В российских школах вводятся уроки бережного отношения к природе и разумного использования ее ресурсов, с каждым днем увеличивается количество «зеленых организаций», в деятельности которых «эко-просвещение» является одним из самых важных направлений, к развитию которого они подходят творчески и нестандартно. Конечно, вектор всему происходящему пытается задавать наше государство. Так, в июле 2019 года член Общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации Александр Федоров предложил ввести в российскую школьную программу предмет «Экология для устойчивого развития». В Минприроды России надеются, что в 2024 году результатом национального проекта «Экология», в рамках которого разрабатывалось это предложение, станет значительное изменение экологической культуры россиян. Или, еще пример: уже совсем скоро профессии «экотренер» и «эковожатый», согласно «Атласа новых профессий» Московской школы управления Сколково, закрепятся в деловом лексиконе и займут свое прочное место среди прочих специальностей.
Много положительных примеров «эко-активностей» нашему «МУзею МУсора» известно и «на земле», ведь по роду своей деятельности мы общаемся с большим количеством эко-просветителей и эко-проповедников. Особым образом хотим отметить проект «#РосЭко», основная деятельность проекта направлена на улучшение городской и природной среды, создание информационных продуктов, направленных на популяризацию экологичного образа жизни и защиту экологических прав граждан. Проект создан в 2013 году и является личной инициативой фотохудожника Ани Нафиевой и аспиранта Антонова Михаила. Сами активисты ведут более, чем экологичный образ жизни, следуют правилам «4R», а также успешно читают лекции о том, как продвигать экологические инициативы в интернете и СМИ.
Серьезную и большую работу в данном направлении ведет и весьма популярный проект «Зеленый Драйвер». Компания занимается активным экологическим просвещением населения и оказанием консультационных услуг экологизации бизнеса, организуют эко мероприятия, разрабатывают и реализуют программы корпоративной социальной ответственности.
Да и у нашего «МУ МУ» есть определенные достижения: с 2018 года мы принимаем младших и средних школьников в просвет-лагере выходного дня «Ель ГрЭКО». Это двухдневная программа с полным погружением в экологию: лекции на тему раздельного сбора отходов (именно РСО — первый шаг к спасению планеты от мусорной катастрофы!), занятия по экологическому просвещению, химические и биологические опыты и творческие мастер-классы!
Но, мы — россияне с экологическим уклоном, все-таки пока отстаем от давно «зеленеющей Европы». К примеру, итальянские школьники уже давно в обязательном порядке изучают изменение климата; все государственные школы включили в свои программы около 33 часов в год такой «апокалиптической» эко-программы, так как в Министерстве образования Италии считают, что будущее поколение должно быть готово к чрезвычайной климатической ситуации.
«Я хочу сделать итальянскую систему образования первой системой образования, которая ставит окружающую среду и общество в центр всего, что мы изучаем в школе», — сказал министр образования Италии Лоренцо Фиорамонти.
Или, продолжая итальянскую тему, известная экспозиция туринского Музея Экологии и все виды его образовательной активности являются для нас, российских экологов «иконой стиля» и прекрасным поводом для изучения того, как занимательно и содержательно можно говорить на экологические темы с детьми любых возрастов, да и с их родителями тоже)), наши люди были в этом Музее, потрясающе!
Двигаясь дальше по странам и континентам, узнаем, что Италия далеко не единственная страна, которая ввела экологическое обучение в школах. К примеру, Liwa International School стала первой экологичной школой Объединенных Арабских Эмиратов. Учебное заведение получило высокую оценку за представленные экопроекты на Всемирном саммите по энергетике будущего (World Future Energy Summit) в 2010 году. В Liwa International School есть собственная солнечная электростанция, которая вырабатывает около 78 киловатт в час. Эта энергия используется для работы водоочистных сооружений и освещения территории школы в темное время. Сточные воды отправляются на очистку, а после используются для полива и орошения. Благодаря этому зеленые насаждения школы помогают поддерживать температуру в классах ниже уличной на несколько градусов.
Индийская Trivandrum International School активно использует дождевую воду, которая удовлетворяет более 50% потребностей самой школы, а сточные воды после очистки используют для полива овощей и зелени, выращиваемых на собственной органической ферме. Обеды для школьников готовят без консервантов и красителей, а большая часть отходов с кухни отправляется в компостную яму или биогазовую установку. Все эти процессы являются частью практических занятий с детьми.
«Бамбуковая» зелёная школа на Бали. Ее корпус сооружен из специально выращенного бамбука. Здание оборудовано солнечными батареями и мини-гидрогенераторами, основной профиль школы — образование в области экологии и устойчивого развития.
Самой «зеленой» школой в мире в 2015 году стала Dunbarton из Онтарио. Здесь школьники не просто вовлечены в процесс, они являются инициаторами и руководителями экопроектов. Так с их подачи здесь создали специальный сад, растения которого опыляют бабочки и пчелы. Ученики следят за процессом и изучают поведение и болезни насекомых, без которых Земле грозит голод. Также экошкола и ее учащиеся принимают участие в Атлантической программе по восстановлению популяции лосося.
Экошкола Sing Yin из Гонконга помогает ученикам не только обрести базовые знания по экологии, но и применить их на практике. Школа сокращает потребление бумаги: ведет документооборот в электронном виде, использует чистую сторону листов офисной бумаги для повторной печати и не закупает бумажные полотенца. На территории организован сбор поношенной одежды, пластиковых и алюминиевых банок, а также старой компьютерной техники.
В планах обоих наших эко-проектов — и Художественного МУзея МУсора «МУ МУ», и новорожденного «Зеленого Кота» (новая эко-площадка под г. Зеленоградском Калининградской области, в составе которой будет развернут филиал нашего «МУ МУ» под названием «МУ МУ КА» (Музей Мусора Калининград)) именно экопросвещение и пропаганда разумного потребления выставлены в приоритеты. Следите за нашими новостями и присоединяйтесь к мероприятиям и акциям, зеленейте вместе с нами))!
http://ecobureau.ru/greenschoolsintheworld/…
https://recyclemag.ru/article/sem-samyh-ekologichnyh-shkol-mira/…
https://www.ukstudycentre.com/blog/budet-li-izuchatsya-izmenenie-klimata/…
https://fedpress.ru/news/77/society/2274354/…
https://www.constructionspecifier.com/ontario-high-school-deemed-worlds-greenest-school/…