Вторая жизнь мусора. Мусор как наследство детям?

За последние пятьдесят лет человечество выбросило больше мусора, чем за весь период своего индустриального развития. Я помню, как моя бабушка стирала целлофановые пакеты, развешивала на веревочке и потом многократно использовала. Потому что они были дефицитом в СССР. Равно и как одноразовая посуда, памперсы и прочие блага западной цивилизации. А еще в хирургических и инфекционных отделениях дети мастерили из использованных капельниц игрушки. А еще старушки в деревнях вязали из лоскутов коврики и шили лоскутные одеяла. И люди берегли вещи. Потому что вещи были сделаны на века и передавались по наследству; мебель, книги и посуда жили не один десяток лет. И мусор в то время был вообще почти не мусор — ну, разве что битая посуда или газеты, в которые заворачивали селедку.
А теперь?

Вторая жизнь мусора. Мусор как наследство детям? Маша Гусева. Музей Мусора "МУ МУ"

Если весь мусор, который за последние десятилетия выбросило человечество, сложить в одно место, эта куча закроет два таких штата, как Техас.
50% содержимого желудка рыб в мировом океана порой составляет пластик — мельчайшие частицы, которые не распадутся, в отличие от органических (еда, дерево, натуральная бумага, ткани из хлопка, шелка или льна) НИКОГДА. Так что сейчас в мировом океане 50 на 50 — зоопланктона столько же, сколько пластика. Даже если этот пластик выловить и сжечь, он не исчезнет, а превратится в яд. Яд осядет на траве, и его съедят коровы. Мы выпьем молоко и намажем масло на хлеб. Живя рядом со свалкой, мы рискуем родить детей с врожденными аномалиями развития или заболеть раком. Даже если мусор закапывается, грунтовые воды разносят его вокруг. Конечно, можно строить мусоросжигающие печи и превращать мусор в электричество, тепловую энергию и т.д. — в Японии таких печей около 460, в Европе по 30-40 на страну. А у нас? Кстати, в Европе заводы по переработке мусора тщательно проверяются. Наши — нет.

Современный мусор противоречит основному закону природы: созиданию и разрушению. Дерево росло — дерево сгнило. Отходы безопасны. А современный мусор даже нельзя сжигать — дым и зола ядовиты, они содержат диоксид.

Что мы едим? Чем мы дышим? Зачем нам выбрасывать столько мусора? Вернее, зачем нам использовать вещи только один раз? Один американец сказал мне: но это же мы экономим свое время, чтобы не мыть банки, стеклянную посуду. Мы экономим время сейчас — и укорачиваем свои жизни и жизни детей завтра. Только это еще никто не подсчитал.

Вторая жизнь мусора. Мусор как наследство детям? Маша Гусева. Музей Мусора "МУ МУ"

Мы покупаем все в одноразовой упаковке. Содержимое используется, а упаковка летит в помойку, потом вывозится на свалку, зарывается в землю или просто выбрасывается за борт (яхты, круизного лайнера, лодки). В лучшем случае отходы сортируются — стекло направо, арбузные корки налево.

Это не просто мусор. Мы производим слишком много отходов, которые не разлагаются. Мусор везде, и его количество постоянно увеличивается. Ежегодно мы выбрасываем 200 миллиардов пластиковых бутылок и одноразовых стаканчиков и тарелок, пакетов и контейнеров.

В свое первое путешествие на Кон-Тики Тур Хейердал наслаждался чистотой океана. В последнее он с сокрушением отмечал, что бутылки мимо плота проплывают чаще, чем рыбы.

Я помню, что в СССР у нас на каждой лестничной клетке стояло эмалированное ведро для пищевых отходов, и дворник его забирал по утрам. Отходы отвозили на корм в какой-то колхоз. Не знаю, доезжали ли они до места назначения, но бутылки мы сдавали и макулатуру собирали, равно и металлолом.

В Америке, например, в каждом доме один бак для того, что можно переработать (стекло, пластик, бумага, картон) и второй — для просто отходов (огрызки, грязный пластик и т.п.). Народ сортирует мусор с большим энтузиазмом, это что-то вроде национальной игры под лозунгом «Keep your country tidy».

Как можно использовать предметы, которые не нужны? Бутылки, пакеты, пробки, банки?

Вторая жизнь мусора. Мусор как наследство детям? Маша Гусева. Музей Мусора "МУ МУ"

Вторая жизнь предметов в искусстве… Первым был Гауди, наверное — который выложил пол-Барселоны узорами из черепков. В начале ХХ века гений архитектуры как предчувствовал, что мусор через 100 лет заполонит планету. Мастера современного арт и народные умельцы — те, кто неравнодушен к экологическим проблемам — используют мусор по-разному. Или это просто арт-объект, например, старый сломанный велосипед, декорированный всячески. Или дом, построенный из бутылок (один такой стоял на Икшинском водохранилище долгое время и был местной диковиной, к которой специально привозили гостей похвастаться). Или целые кварталы, декорированные мусором, как в Филадельфии Magic Garden. Или виртуозное использование, например, скотча и целлофана в картинах (художник В.Кошляков). И здесь уже мусор — не мусор, а материал, который пошел в дело и служит искусству. Потому что это важно.

В Канаде люди сдают бутылки — а не оставляют их на пляже или в лесу. Эти бутылки на специальном производстве дробятся, смешиваются с бетоном — и из этой смеси делается покрытие для дорог, скамейки в городских парках и т.д.; разумеется, скамейки полируются.

Аналогичным образом используется резина от автомобильных покрышек.

Вторая жизнь мусора. Мусор как наследство детям? Маша Гусева. Музей Мусора "МУ МУ"

То есть эта утилизация мусора дает 1) простор для творческой фантазии, 2) чистит (не смейтесь!) карму — человек не оставляет после себя отходов, а все идет в дело; 3) решает экологические проблемы.

Сделать арт-объект из того, что обычно летит в помойку без раздумий — достойное дело.

Источник: авторский текст, специально для Художественного МУзея МУсора «МУ МУ»

Автор: Маша Гусева, Россия — США.
Художник, цветотерапевт, врач-невролог, дизайнер.

Родилась в Москве. Основам живописи училась в мастерских Виктора Севрюгова, династии Гландиных-Салганик. Высшее образование: медицина, журналистика. Кандидат медицинских наук, профессор.

Координатор спецпроектов (журнал «ДИ»), постоянная рубрика «Арт-туры Маши Гусевой» (газета «ДИ»). Рубрики «Гость номера», «Искусство глазами психолога» («ДЕКО», «Художественный совет»), «Штрихи к уюту» («Мир новосела»), постоянный автор (журнал «Персона», газета «Московский художник»).

  • Член Международного художественного фонда (по классу «Живопись»).
  • Член Творческого Союза художников России (по классу «Живопись»).
  • Дипломант многочисленных конкурсов живописи, более 70 выставок.
  • Автор «Книги для женщин».
  • Авторский курс «История изобразительного искусства».
  • Авторский курс по цветотерапии.
  • Член Американской Ассоциации по арт-терапии.

http://mg-color.com