Совместное пользование: сервисы, которые помогают нам пользоваться вещами, не покупая их

Совместное пользование — популярный сегодня тренд: люди делятся автомобилями, вещами, жильём и даже собаками. Тот же эко-предприниматель Грэм Хилл, о котором мы писали в материале «Грэм Хилл и его отредактированная жизнь», поддерживает идею систем проката вещей на условиях членского взноса. Проще говоря, почему бы не скинуться всем домом на пять дрелей на все квартиры и брать их, когда понадобится? Это самый легкий способ сэкономить и деньги, и место в квартире.

Совместное потребление (англ. sharing economy) — это такой экономический принцип, который основан на коллективном использовании товаров и услуг. Вместо владения — бартер и аренда. Вместо занятых лишним грузом шкафов — возможность воспользоваться нужной вещью в любое удобное время.

Как это работает

По статистике, только в США порядка 250 млн автомобилей не используются 92% времени — то есть попросту стоят на парковке или в гараже. В таком случае, подумают многие, куда логичнее не приобретать машину, а пользоваться общественным транспортом. Для тех, кто не может отказать себе в более комфортных условиях передвижения, есть вариант каршеринга (от англ. carsharing — буквально совместное использование машин).

Суть этого нового направления в аренде автомобилей в следующем: большое количество людей объединяются в группу и платят месячный взнос, на который покупаются и обслуживаются несколько машин. Любой участник группы может в какой-то момент взять машину из этого автопарка в своё пользование. В результате на сто человек приходится не сто автомобилей (которые большинство времени стояли бы без дела), а только двадцать — зато они будут эффективно использоваться сообществом. Простая экономия — и огромный плюс не только в семейный бюджет, но и в экологию.

Есть ещё одно направление — райдшеринг (в англ. ride означает водить, share — делиться). Самым известным примером райдшеринга является сервис BlaBlaCar. Слышали о таком? По формату он представляет собой сайт или мобильное приложение, благодаря которым можно найти водителей и попутчиков по своему маршруту. Идея создать такой сервис пришла в голову основателя BlaBlaCar Фредерику Маззелла совершенно случайно: однажды в канун Рождества он не мог уехать из Парижа к родителям в пригород, потому что билеты на поезда и автобусы были раскуплены. Оказалось, что тысячи людей испытывают такие же неудобства, не успевая взять билеты в нужный срок. И в то же время тысячи водителей хотели бы окупить свои расходы на бензин за счёт случайных пассажиров, которым по пути.

Совместное пользование
Источник: http://triphints.ru/..

Сегодня сервис BlaBlaCar известен не меньше, чем Airbnb — онлайн-площадка для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья по всему миру. Главный посыл Airbnb: есть жилплощадь, которой ты по каким-то причинам не пользуешься? Сдай его тем, кто в этом нуждается!

Среди молодёжи ещё более популярен вариант каучсерфинга (от англ. couch — кушетка, ложе и surfing — брожение, путешествие). Если жилье в Airbnb сдается за деньги, то здесь в качестве валюты превалируют общение и возможность завести друзей со всего света.

Каучсерфинг придумал американский предприниматель и путешественник Кейси Фентон. Как-то раз он не удержался и купил дешёвый билет в Исландию, но там у него не было ни места, где можно было остановиться, ни особо много денег, чтобы тратить их на отель. Тогда он разослал письма незнакомым исландским студентам с просьбой разрешить ему остановиться у них. В результате переписки он познакомился с местными молодыми людьми, которые открыли ему «их» Рейкьявик — тот, о котором обычно не пишут в путеводителях. После таких незабываемых выходных в Исландии Кейси подумал, что традиционные туристические услуги (отели, гиды и т.п.) и рядом не стояли с таким удивительным неформальным способом путешествий. Чтобы открыть эту возможность для всех, он решил создать эту интернет-площадку. Несмотря на свою изначальную некоммерческую направленность, проект стал приносить прибыль — настолько популярными оказались идеи каучсерфинга по всему миру.

Те, кто разделяет позиции совместного потребления, помнят: необязательно владеть, чтобы пользоваться — это раз. Два: не используешь — значит теряешь. Поэтому лучше делиться.